Пересвеченные участки

 

Поскольку матрица цифровой камеры имеет ограниченный динамический диапазон, яркие участки сцены – небо, источники света (солнце, фонари), а также светоотражающие поверхности могут оказаться выбеленными (рис. 4.15). В таком случае вы можете произвести экспозамер по светам, и снимок получится темным, а светлый участок будет передан нормально. Чтобы справиться с задачей, используйте градиентный фильтр. Он часто бывает необходим при съемке пейзажа. Фильтр окрашен частично: одна часть – затемненная, а вторая – бесцветная. Фильтры, частично окрашенные в нейтрально‑серый цвет, называют нейтрально‑серыми градиентными, или «оттененными» фильтрами, а окрашенные в другой цвет – цветными градиентными.

Рис. 4.15. Пересвеченные участки уже не исправить в редакторе

 

Нейтрально‑серые градиентные фильтры дают возможность правильно передать отношение освещенностей (контраст), если оно превышает три‑четыре ступени экспозиции между максимально светлым и максимально темным участками.

Одна из половин работает в качестве светопоглощающего фильтра ND, а вторая не изменяет освещенность сцены. Верхняя половина фильтра – серая – ослабит яркость неба, нижняя часть кадра при этом останется без изменения.

Градиентные фильтры круглой формы имеют недостаток: вы не можете регулировать положение границы затемненной и неокрашенной части. Линия горизонта проходит по центру снимка, что ограничивает фотографа. Используйте специальные держатели, которые позволяют перемещать фильтры вверх‑вниз или вправо‑влево, регулируя положение размытой линии раздела фильтра.

Другой способ справиться с ярким небом – изменить ракурс, найти такую точку съемки, которая позволит уменьшить неравномерность освещенности или вообще убрать из кадра слишком яркий участок, затенить его ветками деревьев, травой и др. Соответственно, можно использовать оптическое приближение, снять кадр, в котором не окажется сильных перепадов яркости.

Также следите, чтобы на плоскости кадра не было больших по площади темных участков с потерянными деталями.