Основное до­пу­ще­ние №4

Этот на­бор ос­нов­ных до­пу­ще­ний мож­но от­нес­ти к прог­рам­ме по­ис­ка та­ких су­ществ, ко­то­ры­ми уп­рав­ля­ем мы и ко­то­рые су­щес­т­ву­ют в нас. С по­мощью этой прог­рам­мы эк­с­пе­ри­мен­та­тор на­шел в се­бе ста­рые прог­рам­мы, ста­рые ме­тап­рог­рам­мы, внед­рен­ные дру­ги­ми, за­ло­жен­ные са­мим со­бой­, вве­ден­ные ро­ди­те­ля­ми, учи­те­ля­ми и т. д. Он об­на­ру­жил, что все они яв­ля­лись не­со­из­ме­ри­мы­ми раз­де­лен­ны­ми ав­то­ном­ны­ми су­щес­т­ва­ми в нем са­мом. Он опи­сал их, как "ба­зар­ную тол­пу". Его ро­ди­те­ли, братья и сес­т­ры, его соб­с­т­вен­ный от­п­рыск, его учи­те­ля, его же­на, как ока­за­лось, пред­с­тав­ля­ли де­зор­га­ни­зо­ван­ную тол­пу внут­ри не­го. Они ос­па­ри­ва­ли и пре­тен­до­ва­ли на уп­рав­ле­ние прог­рам­мой с ним и в нем. Во вре­мя эк­с­пе­ри­мен­та, по­ка он вел наб­лю­де­ние, "меж­ду эти­ми прог­рам­ма­ми" ра­зыг­ра­лись нас­то­ящие ба­та­лии. Он объ­еди­нил в кор­не от­лич­ные точ­ки зре­ния этих су­ществ и пос­те­пен­но ввел боль­шин­с­т­во из них в свою прог­рам­му.

После мно­гих не­дель са­мо­ана­ли­за вне ус­ло­вий эк­с­пе­ри­мен­та (и не­ко­то­рой по­мо­щи со сто­ро­ны его преж­не­го пси­хо­ана­ли­ти­ка) ста­ло яс­но, что "эти су­щес­т­ва внут­ри не­го" бы­ли так­же те­ми дру­ги­ми "су­щес­т­ва­ми вне его "я" из дру­гих эк­с­пе­ри­мен­тов.

Экспериментатор опи­сы­вал про­еци­ру­емое, как ес­ли бы это бы­ли внеш­ние су­щес­т­ва, ко­то­рые в об­ра­зе "соз­на­тель­ных хищ­ни­ков", пы­та­лись съесть его са­мо­ме­тап­рог­рам­му и выр­вать у не­го кон­т­роль. По ме­ре то­го, как ана­ли­ти­чес­кая ра­бо­та при­во­ди­ла в по­ря­док ме­тап­рог­рам­мы раз­ных уров­ней­, эк­с­пе­ри­мен­та­тор ста­но­вил­ся спо­соб­ным кон­т­ро­ли­ро­вать си­ту­ацию, ког­да это бы­ло не­об­хо­ди­мо во вре­мя эк­с­пе­ри­мен­та. Бла­го­да­ря даль­ней­шей ана­ли­ти­чес­кой ра­бо­те умень­ши­лись его под­соз­на­тель­ные пот­реб­нос­ти в до­ве­рии к ис­ход­ным нек­ри­ти­чес­ки при­ня­тым до­пу­ще­ни­ям и уве­ли­чи­лась сво­бо­да пе­ре­хо­да от од­но­го на­бо­ра до­пу­ще­ний к дру­го­му, а тре­во­га, свя­зан­ная с этим, пос­те­пен­но ис­чез­ла.

В кон­це кон­цов бы­ла вы­ра­бо­та­на все­объ­ем­лю­щая ос­нов­ная ме­тап­рог­рам­ма, в со­от­вет­с­т­вии с ко­то­рой эк­с­пе­ри­мен­та­тор оп­ре­де­лил, что для ин­тел­лек­ту­аль­ной гар­мо­нии ему удоб­нее все­го счи­тать, что все фе­но­ме­ны, имев­шие мес­то в эк­с­пе­ри­мен­тах, су­щес­т­во­ва­ли толь­ко в его моз­гу и уме. Дру­гие до­пу­ще­ния о су­щес­т­во­ва­нии раз­лич­ных внут­рен­них и внеш­них -су­ществ" для эк­с­пе­ри­мен­та­то­ра пе­рес­та­ли быть объ­ек­та­ми сле­пой ве­ры и мог­ли пред­с­тав­лять ин­те­рес лишь с точ­ки зре­ния ис­сле­до­ва­ния.