Пустой эк­ран

Экраны внеш­ней ре­аль­нос­ти для про­ек­ции прог­рам­мы отоб­ра­же­ния в ЛСД-сос­то­янии мож­но ор­га­ни­зо­вать, как на­бор раз­лич­ных ве­ли­чин в их от­но­ше­ни­ях друг с дру­гом. Сре­ди них дру­гие ре­аль­ные лич­нос­ти, дви­жу­щи­еся изоб­ра­же­ния этих лич­нос­тей в раз­ных сос­то­яни­ях, их фо­тог­ра­фии, са­ми сним­ки из прош­ло­го, под­виж­ные и не­под­виж­ные, прос­т­ран­с­т­вен­ные и плос­кие, от­но­ся­щи­еся к те­ку­ще­му мо­мен­ту цвет­ные от­ра­же­ния сво­его ли­ца и те­ла в зер­ка­ле, и, на­ко­нец, чис­тый­, ос­ве­щен­ный или не­ос­ве­щен­ный­, наб­лю­да­емый с от­к­ры­ты­ми или зак­ры­ты­ми гла­за­ми про­ек­ци­он­ный эк­ран.

Чистый про­ек­ци­он­ный эк­ран, рас­смат­ри­ва­емый ин­т­рос­пек­тив­но, ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мос­ти от то­го, зак­ры­ты или от­к­ры­ты гла­за. В аб­со­лют­ной тем­но­те мож­но оп­ре­де­лить раз­ли­чие меж­ду чис­тым эк­ра­ном при зак­ры­тых или от­к­ры­тых гла­зах. Слу­чай от­к­ры­тых глаз да­ет чув­с­т­во глу­би­ны за пре­де­ла­ми глаз, чув­с­т­во ре­аль­но­го ви­зу­аль­но­го прос­т­ран­с­т­ва. Зак­ры­ва­ние глаз не­мед­лен­но пе­ре­во­дит ви­де­ние в дру­гое ви­зу­аль­ное прос­т­ран­с­т­во, ко­то­рое пред­с­тав­ля­ет­ся бо­лее внут­рен­ним, бо­лее ин­т­рос­пек­тив­ным, бо­лее субъ­ек­тив­ным. В ус­ло­ви­ях глу­бо­кой изо­ля­ции в ЛСД-сос­то­янии эти раз­ли­чия умень­ша­ют­ся.

Чистый эк­ран тру­ден для ра­бо­ты. Но он ме­нее все­го ме­ша­ет соб­с­т­вен­ным твор­чес­ким уси­ли­ям. Он за­ни­ма­ет зна­чи­тель­но боль­ше мес­та для сво­ей прог­рам­мы, что­бы вос­соз­да­вать и те ас­пек­ты, ко­то­рые в слу­ча­ях дру­гих эк­ра­нов обес­пе­чи­ва­ют­ся ав­то­ма­ти­чес­ки бла­го­да­ря не­пос­ред­с­т­вен­но­му учас­тию ме­ха­низ­ма вос­п­ри­ятия в прог­рам­ме про­еци­ро­ва­ния. Чис­тый эк­ран де­мон­с­т­ри­ру­ет "зап­ре­щен­ные пе­ре­хо­ды", ос­та­ва­ясь пус­тым, и для ви­зу­али­за­ции тре­бу­ет­ся по­вы­шен­ная сте­пень ре­лак­са­ции и воз­мож­нос­ти "сво­бод­но ас­со­ци­иро­вать", что­бы по­лу­чать про­ек­ции на чис­том эк­ра­не. Иног­да в слу­чае чис­то­го эк­ра­на мо­жет по­мочь си­нес­те­ти­чес­кая про­ек­ция. Воз­буж­де­ние, пос­ту­па­ющее в объ­ек­тив­ный слу­хо­вой ме­ха­низм, мо­жет быть пре­об­ра­зо­ва­но, что­бы воз­бу­дить ви­зу­аль­ную про­ек­цию. На­ибо­лее об­щим воз­бу­ди­те­лем, ис­поль­зу­емым в та­ком слу­чае, яв­ля­ет­ся му­зы­ка. Этот хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ный вход име­ет тен­ден­цию "управ­лять со­дер­жа­ни­ем по ас­со­ци­ации".

Например, ре­ли­ги­оз­ная му­зы­ка мо­жет про­бу­дить ре­ли­ги­оз­ные ви­де­ния, пос­т­ро­ен­ные в дет­с­т­ве из ре­аль­ных кар­тин, хра­мов, фан­та­зий и т. д. Дру­ги­ми вхо­да­ми мо­гут слу­жить го­ло­са: свой соб­с­т­вен­ный го­лос, ре­аль­ный или за­пи­сан­ный­, го­лос дру­го­го че­ло­ве­ка. Эти ис­точ­ни­ки свя­за­ны с те­ми же проб­ле­ма­ми, что и кар­ти­ны. Вы­со­кий при­ори­тет прог­рам­мы, ко­то­рую мы на­зы­ва­ем прог­рам­ма внеш­ней ре­аль­нос­ти, мо­жет при­вес­ти к пе­рех­ва­ту схе­мы и за­ме­ще­нию про­ек­ци­он­ной прог­рам­мы кар­ти­на­ми и го­ло­са­ми из­вес­т­ных и мни­мых лич­нос­тей. Этот эф­фект пре­ры­ва­ет про­ек­ции и их сво­бод­ные ас­со­ци­ации. С по­мощью тща­тель­но­го са­мо­ана­ли­за дос­та­точ­но длин­но­го от­рез­ка со­дер­жа­ния внеш­ней ре­аль­нос­ти и его свя­зей мож­но по­ка­зать их от­но­ше­ние к де­лу, ис­поль­зуя обыч­ную тех­ни­ку пси­хо­ана­ли­за.

Такие пре­ры­ва­ния за­ви­сят от ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­нос­тей би­оком­пь­юте­ра и на­ли­чию у не­го кон­ф­лик­тов меж­ду про­ек­ци­он­ной прог­рам­мой и прог­рам­мой внеш­ней ре­аль­нос­ти. Ес­ли при­сут­с­т­ву­ют ви­на и страх, внеш­ний ис­точ­ник от­в­ле­чет энер­гию би­оком­пь­юте­ра на­зад к "внеш­ней ре­аль­нос­ти". В ка­чес­т­ве аль­тер­на­ти­вы, ес­ли уро­вень сти­му­ла со сто­ро­ны лич­нос­ти во внеш­ней ре­аль­нос­ти пре­вы­сит оп­ре­де­лен­ную ве­ли­чи­ну, би­оком­пь­ютер об­ра­тит­ся к этой лич­нос­ти, ее зву­ко­во­му вы­хо­ду и ее по­ве­де­нию.

Чистый бе­лый шум поз­во­ля­ет из­бе­жать этих труд­нос­тей. Он мо­жет ока­зать­ся хо­ро­шим акус­ти­чес­ки ос­ве­щен­ным чис­тым эк­ра­ном для си­нес­те­ти­чес­ко­го воз­буж­де­ния ви­зу­аль­ных про­ек­ций. Про­ве­ден­ные эк­с­пе­ри­мен­ты с по­да­чей мо­ду­ли­ро­ван­но­го и не­мо­ду­ли­ро­ван­но­го шу­ма в оба уха про­де­мон­с­т­ри­ро­ва­ли не­ко­то­рые прог­рам­мные воз­мож­нос­ти. Ло­вуш­кой­, ко­то­рую сле­ду­ет из­бе­жать, яв­ля­ет­ся здесь проб­ле­ма прог­рам­ми­ро­ва­ния слу­чай­ны­ми про­цес­са­ми са­мо­го шу­ма. Это ве­дет к ха­оти­чес­ко­му прог­рам­ми­ро­ва­нию, т. е. сам слу­чай­ный про­цесс в сис­те­мах ме­тап­рог­рам­ми­ро­ва­ния мо­жет вы­рас­ти до зна­чи­тель­ной ве­ли­чи­ны. Эти эф­фек­ты мо­гут быть умень­ше­ны, ес­ли при­вес­ти в со­от­вет­с­т­вие акус­ти­чес­кую ин­тен­сив­ность двух не­мо­ду­ли­ро­ван­ных ис­точ­ни­ков шу­ма и "осве­щен­ный шу­мом" ви­зу­аль­ный эк­ран, ко­то­рый мо­жет быть ис­поль­зо­ван для оп­ре­де­ле­ния про­ек­ци­он­ных це­лей. Од­на­ко в этой об­лас­ти бы­ли про­ве­де­ны лишь на­чаль­ные эк­с­пе­ри­мен­ты.