Лаокоон и его сыновья

 

 

В Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура, которая оказала большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира. Герой культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности и показного величия, но зато столько поднесенного спокойствия, красоты женского тела, выражено в мраморе. В греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек.

Такая черта пронизывает не только искусство, но и философию, науку, мифологию, все мировоззрение.

Греческое искусство носило реалистический характер. Сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в безграничные творческие способности человека, простота и ясность художественного языка, правдивое отражение действительности — таковы основные черты, благодаря которым античное искусство имело огромное значение для всей европейской культуры в будущем.
Эстетический идеал красоты
В основе эстетическoгo идеала красоты человека в Древней Греции лежит гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов.
Идеал атлета-гражданина воплощен греческим художником Поликлетом в бронзовой статуе «Дорифор» («Копьеносец»). Скульптор написал теоретический трактат «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека, где голова составляет одну седьмую ее часть.
Несмотря на ограниченные права женщины в греческом обществе, женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова, например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской. Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей.
По окраске древнегреческих статуй и описаниям героев литературных произведений можно судить о том, что древние греки предпочитали светлый колорит — златокудрые волосы, голубые глаза, светлую кожу.
Драпировка — основа древнегреческого костюма
Греческий костюм больше, чем костюм любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка — основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тела и одежды.
Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента.
Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи: высокой мощной каннелированной колонной дорического ордера. Они же должны были наиболее эффектно подчеркивать движения человеческого тела
Ткани, цвет, oрнамент. Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле.
Волокнистый состав греческих тканей — шерсть или лен. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского: они называли его «шерстью дерева».
Мужской костюм
Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками — фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск.
Женский костюм
Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.

 

 

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры Vв. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики.

Искусство ранней классики освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики.

Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика (создание новых городов). Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничным величием.

В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется, прежде всего, с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Они стремились передать в скульптуре движение человека. Примером является скульптура Дискобола.

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин. В вазописи второй половины Vв. все большее место занимают бытовые сцены. Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера. При этом, не ограничиваясь сюжетами, заимствованными из жизни аристократической элиты (сцены пиршеств, ристалищ на колесницах, атлетических упражнений и состязаний и т.п.), греческие вазописцы не пренебрегают и жизнью социальных низов, изображая сцены полевых работ, ремесленные мастерские, народные празднества в честь Диониса. Существовало несколько видов сосудов.

Амфора - овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости.

Гидрия - керамический сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.

Канфар - сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.

Килик- керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.

Динос - сосуд для смешивания вина, состоял из большого кувшина и искусно сделанной отдельной подставки.

Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в

культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали

опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского

искусства. Истории собственно древнегреческого искусства начинается после

падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В

этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые

соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8

вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в –

первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. –

эллинизм. Область распространения древнегреческого искусства выходила

далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах,

значительную часть Малой Азии, многие о-ва и прибрежные луниты на

Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов

Александра Македонского греческая художественная культура распространилась

по всему Ближнему Востоку.Холмы Афинского Акрополя называют «Священной скалой». Акрополис воплощает собой все традиции и культуру древнегреческой цивилизации, которая зародилась в V веке до н.э. К нему относятся с глубочайшим уважением, поскольку он был воздвигнут в честь богини Афины. Любители древней истории по достоинству оценят архитектуру Афинского Акрополя, этого памятника памятника древности.

Афинский Акрополь часто называют «Городом на краю», поскольку он был сооружён на скалистом холме, откуда открывается восхитительный вид на Афины Этот уникальный памятник, олицетворяющий архитектурный и художественный дух древних Афин, расположен на скале, в 165-ти метрах над долиной Илисос (Ilissos) и занимает площадь приблизительно в 3 га. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) – в честь первого короля Афин. На Акрополе греки воздвигли Парфенон (Parthenon) – храм богини Афины. Позднее, уже в классический период, были воздвигнуты Храм Эрехтейон (Erechtheion) и Храм Ники (Temple of Nike). В Эрехтейоне проводили религиозные обряды.Акрополь — священный центр древних Афин. Во времена расцвета Афин здесь был создан грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, в котоырй вошли всемирно известные храмы Парфенон, Эрехтейон, Ареопаг, храм Афины-Ники.

Центром афинского Акрополя является Парфенон — один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный богине Афине. Он был построен в 447—437 годах до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом на фундаменте более раннего храма, также посвященного Афине.

Силуэт Парфенона господствует над Акрополем. Это классический образец древнегреческого храма, но в то же время он обладает целым рядом уникальных особенностей. Парфенон построен в виде периптера — его центральное помещение со всех сторон окружено колоннадой. Согласно нормам греческой архитектуры, число колонн на продольной стороне храма на одну больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне, то есть составляет 8 и 17. Древние архитекторы учли, что прямые линии на расстоянии воспринимаются как слегка вогнутые, и с помощью ряда простых приемов — колонны едва заметно сужаются к верху, угловые колонны несколько наклонены к центру и т.д. — добились того, что Парфенон выглядит идеальным, гармоничным сооружением.

Стены храма сложены из мраморных блоков и облицованы гладко отполированными мраморными плитами. Из мрамора изготовлены колонны, карниз и фронтоны храма, а также богатое скульптурное убранство Парфенона. Несохранившаяся кровля храма была деревянной.

По периметру внешних стен храма на высоте 12 м непрерывной лентой тянулся знаменитый фриз Парфенона, детали которого снизу были почти неразличимы. Ранее считалось, что рельефы фриза изображают сцены из традиционной церемонии празднования «дня рождения богини Афины» — Панафинеи, которое проводилось раз в четыре года. Согласно другой версии, получившей признание сравнительно недавно, на фризе Парфенона изображены 192 героя, павших в Марафонской битве с персами в 490 году до н.э. Сцены, высеченные на камнях фриза, повествуют об эпизодах посмертной жизни героев Марафона: они предстают перед богами Олимпа.

Главный, восточный, фронтон Парфенона украшала величественная многофигурная композиция «Рождение Афины». По древнегреческой легенде, Афина, богиня мудрости, родилась из головы Зевса. Центром композиции являлись Зевс, сидящий на троне, и стоящая перед ним, только что родившаяся Афина в полном вооружении. Над ними вестница богов Ирида летит известить весь мир о рождении новой богини. Другие олимпийские боги в изумлении взирают на свершившееся чудо. В левом углу фронтона из вод Океана встает бог Солнца Гелиос, в правом — в эти же воды спускается богиня ночи Селена.Сегодняшний Парфенон, а точнее его величественные руины, белого цвета. В древности же фон фронтонов храма был выкрашен в красный цвет, фон фриза — в синий. На этом цветном фоне ярко белели мраморные скульптуры. Их детали были позолочены или выполнены из позолоченной бронзы.Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории. С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».Греческие ордера многообразны. В жизни древних греков доминировала религия, поэтому неудивительно, что храмы в древней Греции считались самыми большими и красивыми. Они также имели политическое значение, так как их часто строили, чтобы отметить гражданскую силу и гордость, или возблагодарить бога-покровителя города за успех в войне.

Древние греки разработали три архитектурные системы, названные ордерами, каждый из которых обладает собственными отличительными пропорциями и деталями. Ордера архитектуры древней Греции именуются дорический, ионический и коринфский.

Для дорического греческого ордера характерна прочность и ровная вершина (капитель). Этот стиль широко использовался в континентальной Греции и в колониях в южной Италии и на Сицилии.

Для ионического греческого ордера характерна тонкость и элегантность. Капитель украшалась волютой (деталью, имеющей форму трех витков спирали с "глазком" в центре). Этот стиль был найден в восточной Греции и на островах.

Коринфский греческий ордер встречается в греческом мире довольно редко, однако его можно часто видеть на римский храмах. Капитель, выполненная в коринфском стиле, отлично продуманна и украшена листьями аканта.

Дорический ордер архитектуры древней Греции:

К нему относится Парфенон – храм Афины Парфенос, греческой богини мудрости, на Акрополе в Афинах. Парфенон был постороен в пятом столетии до нашей эры и несмотря на огромный ущерб, он выстоял на протяжении веков и до сих пор несет в себе идеалы порядка и гармонии, которыми славится греческая архитектура.

Ионический ордер:

Эрехтейон – храм среднего классического периода греческого искусства и архитектуры, построенный на Акрополе в Афинах между 421 и 405 гг до нашей эры.

Среди всего изобразительного искусства древних цивилизаций искусство Древней Греции, в частности, ее скульптура, занимает совершенно особое место. Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту – нигде более так не ценился человек, как в древнегреческой цивилизации. Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты? ...

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII - VI вв. до н.э.симметричны: одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм.

Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э.

Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э. Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением.

Впились в землю пальцы правой ноги, которая служит опорой телу, резко обозначились напряженные мускулы, и, словно тугой лук, согнуты руки. Новаторство Мирона заключалось в том, что он одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. В позе «Дискобола» как бы слиты несколько последовательных движений: размах, мгновенная остановка перед броском и намек на сам бросок. Эта поза не является точным повторением какого-то одного момента в движении атлета. Правдивое впечатление движения в искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов, которые передают различные моменты реально движущейся фигуры.

Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры, упругими замкнутыми линиями, очерчивающими ее силуэт. В образе атлета Мирон раскрывает способность человека к активному.