Фронтальная композиция

Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция. Характерным признаком плоскостной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, стенды наглядной агитации, ткани, ковры, фасады зданий и т. д. Фронтальная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественно фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от неё составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов, обращенных своей главной фронтальной плоскостью к зрителю. При построении фронтально-пространственной композиции следует учитывать ряд важных условий. Первое − конфигурация форм. Она выражается в сопоставлении разных по геометрическому виду и расположению элементов. Чем четче это сопоставление, тем характер фронтально-пространственной композиции выразительнее.

Второе важное условие − ритмическое построение композиции. Специфичным здесь является использование в качестве композиционного средства порядка смещения пространственно-плоскостных элементо относительно друг друга и образование нескольких ритмических групп.

Из них и складывается простая или сложная фронтально-

пространственная композиция.

Третье − графическо-пластическая моделировка элементов.

Основывается это условие на выразительной игре силуэтов, фактур,

рельефов и разной графики − надписей, знаков, цветных плоскостей и пр.

Близкое расположение элементов друг к другу предопределяет

целостность фронтально-пространственной композиции. Однако оно же

порой является причиной проявления в ней монотонности. В целях

устранения последней требуется достижение в этой композиции

пластического разнообразия форм. При чрезмерном же их разнообразии

фронтально-пространственная композиция разрушается. Таким образом,

главной задачей в ее построении становится установление различия

между элементами при достижении их единства.