Выбор фона, перспектива

Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность. Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем (это ваш друг, семья, собака, новые ботинки), то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый, и люди «прилипли» к фону (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей).

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта. Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Хорошо если они не «вырастают» из голов или очертаний ваших знакомых. «Посадил на голову» — так говорят профессионалы, если случайно фотограф, следя за выразительностью главного объекта, не обратил внимания на фон. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.

Если вы снимаете пейзаж и ваш главный объект — природного свойства, то важно отыскать или увидеть подходящий сюжет для снимка. Даже в очень простом, казалось бы, невыразительном пейзаже ищите деталь, пересечение линий, контраст цветов или тонов, которые «вытянут» весь снимок. Само состояние природы, погода, время суток могут играть здесь решающую роль. Иногда пейзаж оказывается выразительным лишь в определенное время года. Порой даже неблагоприятные погодные условия, такие как дождь, снег или туман, сами рисуют перспективу и придают экспрессию кадру.

Череда деревьев, темная вблизи и светлая вдали, придают плоскому пространству глубину. Также помогает передать перспективу задний (встречный) или заднебоковой свет. Иногда фотографы, снимая архитектуру, помещают на передний план листву деревьев, этим они достигают нескольких целей: появляется передний план, закрывается невыразительное небо, композиционно взгляд следует основному сюжету, обрамленному этой листвой как рамкой, и не стремится выйти за края кадра. То же самое можно сказать и о силуэтах, расположенных на переднем плане: это могут быть люди, животные или какие-либо предметы, пусть даже нерезкие, что порой лучше для передачи глубины пространства. Если фотограф строит кадр, обрамляя его силуэтами или нерезкими деталями, то такая композиция называется закрытой.

Художники всегда стремились придать изображению на плоскости видимую, осязаемую глубину. Для этой цели в фотографии, как и в любом изобразительном искусстве, используются определенные выразительные средства.

Живописцы, а вслед за ними и фотографы очень любят воздушную дымку и утренний туман, которые помогают разделить ближний — более темный и дальний — светлый планы, вместе с неярким утренним освещением, с длинными тенями создается некая иллюзия глубины и пространства.