Понятие о музыкальных жанрах.

Музыкальный жанр — многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия. Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики — взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления.

Понятие музыкального жанра может рассматриваться в более широком и более узком аспекте. В более широком говорят об оперном, симфоническом, камерном жанре и т. д. В более узком различают жанры лирической и комической оперы; симфонии и симфониетты; арии, ариозо, каватины и т. п.

Ряд исследователей (в частности В.Цукерман) различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные непосредственно связанны с условиями их бытования, а вторичные жанры формировались в условиях концертного исполнительства.

Е. Назайкинский выделяет три исторических формы функционирования жанров — синкретическую, эстетическую и виртуальную. В синкретической форме, которая характеризуется синхронностью творчества и восприятия, музыкальный жанр выступает прежде всего как канон, который обеспечивает воспроизведение соответствующей определенной традиции ситуации. В эстетической форме, появившейся с распространением нотной записи, музыка становится эстетическим феноменом и на первый план выходят семантические функции. В виртуальной форме, которая благодаря распространению звукозаписи характеризуется возможностью воспринимать музыку в различных условиях, на первый план выходят структурообразующие функции жанра, что нередко приводит к путанице терминов музыкального жанра и стиля, особенно в популярной музыке.

 

И еще одно замечание. Первая строка партитуры включает в себя партии всех инструментов, какие будут заняты в исполнении данного произведения или данной его самостоятельной части, - даже если музыка начинается одним или немногими инструментами. В дальнейшем же нотные станы и «нитки» молчащих инструментов не выписываются, запись сокращается по вертикали, однако взаиморасположение партий сохраняется неукоснительно.

Жанр (фр. genre - род) - одно из важнейших понятий в искусстве. Потребность в его определении возникает, когда говорят о поэзии и драматургии, о живописи и скульптуре и, конечно, о музыке. Это понятие характеризует роды и виды художественного творчества в связи с их происхождением, предназначением и практикой бытования. Сразу надо отметить его многоуровневость. Так, например, жанровая область музыкального театра охватывает оперу, оперетту, балет, мюзикл {сложные жанры), которые, в свою очередь, включают в себя увертюры, арии, хоры, танцы и т.д. (простые жанры). Таким образом, жанром называют и род, и вид, и подвид произведений художественного творчества.

С позиций музыкальной социологии «жанр произведения определяется его местом в практике общественного музицирования». В этом плане четко разграничиваются театральные, концертные, массово-бытовые и культовые (или обрядовые) музыкальные жанры. Правда, часто произведения переходят из одной жанровой группы в другую: оперные увертюры Р.Вагнера чаще звучат с концертной эстрады, чем в театре; траурные марши из концертных сочинений (Третья симфония Л. Бетховена, Соната b-moll Ф. Шопена) сопровождают погребальный ритуал и тем самым включаются в группу массово-бытовых жанров.

В ходе длительной исторической эволюции сложилось большое количество разнообразных жанров, но истоки у них общие - это первобытные синкретические действа, где воедино были слиты пение, танцевальное движение и ударно-шумовое инструментальное сопровождение (пение с танцем и поныне практикуется как в быту, так и на эстраде).

В незапамятные времена пение и сопровождаемое музыкой движение разделились, началось оформление первичных музыкальных жанров - песни и танца, а позднее и марша («К танцевальным сочинениям могут быть также отнесены и марши», - писал более 100 лет тому назад А. С. Аренский). Первичные жанры возникают непосредственно в быту. Это прежде всего различного рода народные песни, плясовые и пастушеские наигрыши, затем - военные марши. Таким образом, первичные жанры возникают как прикладные, т.е. органически связанные с определенной жизненной ситуацией, с определенной (не художественной!) деятельностью людей.

Профессиональное музыкальное творчество порождает новые, вторичные жанры, которые знаменуют собой следующий этап жанровой эволюции. Вторичные жанры развивают разные стороны первичных, основываясь на них, но они уже не связаны непосредственно с бытом. Их общественная функция - удовлетворение эстетических потребностей людей, это художественные музыкальные жанры.

Задача упорядочить огромное разнообразие жанров весьма непроста, и решается она, исходя из того, какой признак жанра положен в основу классификации. Как уже было отмечено, в ходе исторического развития и в зависимости от общественной функции сформировалось деление жанров на прикладные и художественные. По типу содержания музыки различают жанры лирические, эпические и моторные. Уже упоминалась и классификация жанров в зависимости от места и условий исполнения музыки.

В связи с предпочтениями публики различают жанровые области «серьезной» и «легкой» музыки. От первой слушатель ждет эмоционально-смысловой значительности, глубины, многогранности, тонкости; она предназначается для сосредоточенного и внимательного восприятия. «Легкая» музыка - это музыка отдыха и развлечения, она призвана отвлекать от жизненных проблем и переживаний (к которым как раз и привлекает внимание музыка «серьезная»).