Первичные и вторичные музыкальные жанры

 

О.В.Соколовым предложен принцип жанровой классификации, объединяющий деление жанров на художественные и прикладные и их разграничение на собственно музыкальные (инструментальные) и взаимодействующие с какими-либо иными видами искусства - поэзией, хореографией (т.е. синтетические). Такое разделение жанров приводит к образованию четырех жанровых групп:

- «чистая» музыка - инструментальные художественные жанры,

- художественные жанры взаимодействующей музыки («музыка + »),

- прикладные жанры инструментальной музыки («музыка к...»),

- прикладные жанры взаимодействующей музыки («музыка + ...к...»).

Примеры первой жанровой группы - прелюдия и фуга И. С. Баха (любая), квартет Й. Гайдна (любой); примеры второй - «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина - М. И. Глинки, «Умирающий лебедь» К.Сен-Санса - М.М.Фокина; третьей - вальсы Р. Штрауса, марши С. А. Чернецкого; четвертой - песни колыбельные, свадебные, солдатские строевые и многое другое.

Особую жанровую группу в этой классификации составляют произведения программной музыки. Она занимает промежуточное положение между «чистой» и взаимодействующей музыкой, поскольку неразрывно связана со словом (как «музыка + ...»), но звучит после него - как «чистая». Промежуточное положение занимает и культовая музыка - между третьей и четвертой группами, поскольку вбирает в себя как жанры инструментальные (колокольные перезвоны, органные импровизации в католических храмах), так и жанры, предполагающие пение словесного текста.

Наиболее часто применяют жанровое подразделение музыкальных произведений по составу исполнителей и с учетом условий исполнения. Первое разграничение в такого рода классификации проводится между жанрами инструментальными и вокальными. При этом вокальной музыкой принято называть только такую, в которой голос (ансамбль, хор) поет со словами. Пенис без слов («Вокализ» С.В.Рахманинова, ноктюрн «Сирены» К.Дебюсси) воспринимается как инструментальная музыка специфического тембра.