Эволюция жанров

От строевого военного марша «отпочковались» марши кавалерийский (скорый, обычно на g), встречный, торжественный, траурный.

Еще один путь жанрового развития - взаимодействие, синтез уже сложившихся самостоятельных жанров. Л. Бетховен, Г. Малер, Д.Д.Шостакович вводили в свои симфонии хор, солистов-вокалистов, таким образом обогащая жанр чертами кантаты. Многие русские романсы начала XIX века написаны как вокальные вальсы, а многие революционные и советские массовые песни - как хоровые марши.

Эволюция жанров продолжается и в наши дни, порождая новые типы, виды и разновидности музыкальных произведений.

Самый распространенный и самый простой жанр инструментальной музыки - пьеса, сравнительно небольшое, но самостоятельное и завершенное произведение. Иногда пьесы не имеют названий (таковы, например, многие пьесы А. Веберна). В большинстве случаев, однако, название есть, и оно указывает либо на жанровую основу - «Гавот», «Баркарола», «Скерцо», - либо на программное содержание - «Новая кукла», «Поехал Тит по дрова».

Жанровые названия уточняют не столько род музыки (Песня, Танец), сколько ее вид (Колыбельная, Ригодон, Вальс).

Из танцевальных жанров менуэта и бурре выросло скерцо (ит. scherzo - шутка) - сравнительно небольшое произведение в подвижном темпе и чаше всего в трехдольном размере (наследие менуэта; от него же четкие контуры сложной трехчастной формы с трио), с характерной заостренной ритмикой и артикуляцией, резкими регистровыми, динамическими и фактурными сдвигами. Следующим шагом в этом направлении стали многочисленные «Юморески» (Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Щедрин).

Из импровизационного органного вступления к храмовой службе, а позднее - к фуге сложилась как самостоятельная жанровая единица прелюдия, поначалу достаточно скромной величины, но у К.Дебюсси и С.В.Рахманинова достигшая внушительных масштабов.