рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Представление о современном государстве

Представление о современном государстве - Курсовая Работа, раздел История, Основные функции современного государства Представление О Современном Государстве. В Политико - Правовой Мысли С...

Представление о современном государстве.

В политико - правовой мысли существует давняя традиция обоснования государства в качестве правовой организации власти, различения государства и несправедливой антиправовой организации насилия. С этих позиций теория государства должна быть юридической теорией. Современная общая теория государства в том виде, в каком она непосредственно складывалась в Западной Европе после Второй мировой войны, является юридической, ибо она видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, то есть основных дозаконотворческих и внезаконотворческих требований определенной меры свободы, первичных по отношению к власти.

Эти требования и права народов признанны и зафиксированны в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает современное государство как правовую форму организации и функционирования политической власти - с точки зрения международного права.

В первую очередь общая теория государства ориентируется на развитую институционную форму современной государственности, которая обозначается понятием демократического конституционного государства. Термин конституционное применяется здесь далеко не к любому государству, в котором есть конституция сам основной закон, а лишь к тому, где государственная власть ограничена правом в целях создания оптимальных условий для функционирования саморегулирующегося гражданского общества. Общая теория государства настаивает на том, что организация политической власти, откровенно попирающая права человека, например не признающая право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, осуществляющая террор против народа своей же страны, не может признаваться государством в современном смысле этого понятия.

Таким образом, сам собой напрашивается вывод, что любое государство, претендующее называться современным, должно быть прежде всего правовым. Правовое государство - не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия. Формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми без исключения государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Здесь речь фактически идет о признаках правового государства, в которой в определенной мере выражается демократическая идея народного суверенитета.

Суверенитет народа означает, что только народ является источником всей той власти, которая должна быть представлена в соответствующей конструкции современного государства.

Именно суверенитет народа - основа и источник суверенитета государственного. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти самого государства. Укрепление суверенитета государственной власти и утверждение господства права представляют собой два тесно взаимосвязанных процесса на пути к правовой государственности. В этой связи следует согласиться с мнением В.С.Нерсесянца, что суверенитет предполагает - правовую организацию верховенства государственной власти - определение правового статуса и процедуры работы всех государственных органов - установление правового положения личности, общественных объединений, всех звеньев политической системы общества. см. Нерсесянц В.С. Социалистическое правовое государство концепция и пути реализации.

М 1989. С.33 В юридической литературе последних лет называется ряд других признаков правового государства, к ним можно отнести - сосредоточение всех прерогатив государственно - властного регулирования в системе государственных институтов - разделение властей, тоесть недопустимость подмены выполнения функций одной государственной подсистемы законодательные учреждения, исполнительно - распорядительные органы, органы судейской власти другой - наличие развитого гражданского общества - создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком - либо одном звене или институте - верховенство и прямое действие конституционного закона - установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти - формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах - соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права - правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было - возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности - соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти - единство прав и обязанностей граждан - взаимная ответственность государства и личности.

В самой России идея правового государства зачастую ассоциируется исключительно с западными традициями.

Для этого существует два главных основания - развитость и стабильность государственно - правовых институтов на Западе - сама теория правового государства зародилась и обрела системное выражение в Европе.

Вместе с тем, объективности ради стоит заметить, что идея правового государства имеет глубокие традиции и в русской теории и философии права.

Можно выделить два основных подхода к проблеме правового государства. Первый связан с представлением о правовом государстве как определенном, но отнюдь не конечном этапе исторического развития. Так, с точки зрения В.С.Соловьева, правовое государство - предверие к государству теократическому, в котором восторжествуют христианские идеалы добра.

Б.А.Кистяковский рассматривал правовое государство как необходимую фазу на пути к государству социалистическому. см. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое Вопросы философии. 1990. N6. С.143 Второй подход более связан не с ценностно - прогностическим, а с методологическим видением проблемы правового государства. С.А.Котляревский считал, что в конце концов правовое государство выражает только известный уклон, устремление, запечатлевшееся в государственном строении и деятельности.

Правовое государство относится к миру идей, но идей, неизбежно осуществляющихся и преобразующих факты . см. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М 1916. С.350 П.И.Новгородцев, как он сам пишет, пережил крушение веры в совершенное правовое государство и признал неизбежную замену конечного совершенства началом бесконечного совершенствования . см. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М 1991. С.17 Но важно подчеркнуть, что крушение веры здесь просто метафора, поскольку на самом деле речь идет о четком осознании методологических аспектов теории правового государства. Крушение веры в совершенное правовое государство есть только крушение утопии, с отпадением которой остается, однако, в полной силе настоящее историческое признание правового государства в его практических стремлениях и реальных достижениях. см. там же. И тем не менее с точки зрения современных практически мыслящих политиков и государственных деятелей условием реализации принципов правового государства являются точно найденные экономические и политические программы, включающие, в частности, оптимальные варианты перестройки властных структур, всех технологий законодательной деятельности и т.д. Гуманистически мыслящие теоретики права рассматривают проблему в широком мировозренческом и культурном контексте, исследуя идеальную конструкцию модель государства, которое могло бы называться правовым, и связывая формирование его принципов со следующими факторами Прежде всего это уровень развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы это нравственно - духовный потенциал общества это наличие стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов это степень освоения конкретным человеком права как собственной свободы . см. Курс теории права и государства Под ред. И.П.Марова.

Тюмень 1994. С.219-220 Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве реакции на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство.

Эти призывы всегда появлялись на гребне либерализации общества, тоесть тогда, когда оно стремилось освободиться от тормозивших развитие общества факторов.

Именно поэтому наиболее сильные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против права - привилегии, кулачного права, узаконенного произвола старых господствующих классов. Но далеко не всегда процесс либерализации перерастал в демократические реформы, так как в обществе находились влиятельные силы, заинтересованные в либеральных мерах и не желавшие демократических преобразований.

Соответственно их интерес к идее правового государства пропадал по мере решения обременительных проблем прошлого.

Извлекая из исторического прошлого полезные уроки, следует иметь в виду, что для придания идее формирования правового государства устойчивого и конструктивного характера недостаточно основывать ее на социальном негативизме, на желании лишь упразднить негодные порядки.

Нужна еще и сила утверждения, убежденность в необходимости создания нового правопорядка с четко определенными принципами, приоритетами, целью, а также настойчивостью и заинтересованностью в доведении начатого дела до логического его завершения. Проблема правового государства имеет ряд сторон, требующих самостоятельного подробного рассмотрения.

В настоящее время наша общественная наука концентрирует внимание на политической стороне этой проблемы, на том, в частности, что формирование правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу. Для нас не меньшее значение имеют те стороны рассматриваемой проблемы, которые относятся прямо к государству и праву. Наиболее существенно здесь следующее. 1.Прежде всего при помощи права в рамках правового государства осуществляется придание цивилизованности государственной власти, когда снимаются или во всяком случае значительно преодолеваются негативные, демонические проявления феномена власти и когда оказывается возможным в полной мере раскрыть позитивный потенциал государства как формы управления, его роли в упрочении отношений в ряде сфер жизни общества. 2. Надо видеть наиболее существенную, юридически строгую черту правового государства она состоит не только в последовательном проведении общедозволительного начала для граждан принцип дозволено все, кроме прямо запрещенного законом, сколько в регламентации действий правителя - установление и обеспечение строго разрешительного порядка для государственных органов и должностных лиц, в соответствии с которым и те и другие вправе совершать лишь такие действия, которые прямо предусмотрены законом принцип запрещено все, кроме прямо предусмотренного . 3. Должно привлечь внимание то обстоятельство, что применительно к правовому государству трансформируются, меняют свой облик и содержание некоторые понятия, которые, казалось бы, неотъемлемы от государства, государственной власти.

Тут, например, становится неприменимым понятие насилие которое вообще, надо думать, совместимо с характеристиками, свойственными тоталитарному государству, выражающему политическую диктатуру, в том числе по отношению к личности - диктатору, не ограниченную законом. Да и понятие принуждение должно быть видоизмененно в правовом государстве оно должно интерпретироваться только как правовое принуждение, то есть как такое государственное принуждение, которое обогащено свойствами права и сообразно этому имеет законное нормативное основание, строится в соответствии с формальными требованиями закона и реализуется в законом предусмотренных формах и процедурах.

Подводя итог, можно с полной уверенностью сказать, что нормальное, цивилизованное государство современности - это государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей системы должностных лиц свободно избираемым представительным учреждениям, с выборностью ряда руководящих работников государственного аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общими судами.

Через институты демократии, через право, основанное на признании и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы давления и свободную прессу гражданское общество стремится подчинить и подчиняет себе государство, которое становится не только орудием защиты интересов какой - либо социальной группы, но и средством достижения социального компромисса между классами гражданского общества, снятия или смягчения социальных противоречий, механизмом управления делами общества. см. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе необходимость новых подходов Советское государство и право. 1990. N10. С.16 Без материальной основы, без достаточно высокого уровня общей политической и правовой культуры, без активизации всех форм народного волеизъявления трудно представить себе современное государство.

Приступим к детальному рассмотрению главных направлений деятельности государства, выражающих сущность и назначение его в обществе - функций государства. 2.Понятие, содержание и признаки функций государства.

Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство делает. Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием.

Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменениии одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Это есть свойство юридического языка заимствовать чужие понятия и наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который понятен порой лишь специалистам в этой области и, который подчас почти полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.

Вот и с понятием функция, когда оно включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс.

Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико - правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.

Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско - ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.

Далее это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки нацианально - освободительных движений и тому подобное.

При этом так называемые новые социалистические функции государства тесно увязывались с новой социалистической сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее. На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями - расширяется и углубляется понимание социального назначения государства - отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций. Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы. В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе.

Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т. е. процесс формирования и эволюции государственности.

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции. К этим признакам относятся - прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни экономической, политической, социальной, духовной идеологической, религиозной, правовой - непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства - направление деятельности государства на решение крупных социально - экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества - деятельность государства в определенных формах чаще всего правовых и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.

Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее чутки к сущностным изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные синергетические процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе и геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. Именно в этом смысле государственная организация общества приобретает большую социальную ценность.

Общесоциальные функции характеризуют в большей степени деятельную сторону государства, что, кстати, умалялось, а порой и вообще игнорировалось на предыдущем, марксистско - ленинском этапе отечественной теории государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению. К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.

Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к сущности и форме государства являются классовые функции государства. Классовую борьбу в обществе выделял еще Платон. Он же привязывал к ее различным формам, степени ожесточения или, наоборот, примирения, те или иные функции государства, само существование, судьбу и природу государства.

И теоретическая мысль многие века отражает классовые функции в государственности многих народов. Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Таким образом, здесь речь идет о широком понимании классов как определенных социальных, организованных структур общества.

К классовым функциям относится прежде всего подавление господствующим классом с помощью государства главным образом используя карательные органы государства - армию, полицию своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества, используется судебное и в основном внесудебное преследование, осуществляется их переселение в регионы с весьма тяжкими условиями жизни, а иногда и вообще классовые противники устраняются физически.

Но классовые функции могут осуществляться и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например путем эмиссий, инфляций, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и тому подобное.

Можно отметить, что именно те или иные классовые функции объявлялись на предыдущем этапе отечественной теории государства, на ее марксистско - ленинском этапе, наиболее значимыми, основными, выражающими классовую сущность государства. При этом делались явные попытки теоретически обосновать, что на некоторых этапах государственности, например на социалистическом, эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу.

Использовалась следующая схема классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются общесоциальными. При этом полностью игнорировалось то обстоятельство, что, осуществляя классовые функции, государство одновременно формирует особый слой, номенклатуру, правящую элиту, которая с помощью династического механизма присваивает общественные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии, и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, определенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь свои собственные номенклатурные, бюрократические, элитарные интересы.

Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение всегда имело в жизнедеятельности государственно организованного общества и национальное содержание функций. Это тоже является очень важной характеристикой государства.

Она связана с именно той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной форме как действующий субъект всемирной истории. Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, политических процессов на территории других государств, развития национального самосознания, религиозного возрождения и тому подобное.

Сюда же также входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер.

Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, то есть в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются в демократических или авторитарных, политических или насильственных формах. Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме.

Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально - освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы. Здесь также можно отметить, что некоторые функции государства имеют смешанное содержание общесоциальное, классовое, национальное.

Например, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Как известно, в таких государствах дело порой доходит даже до физического уничтожения неверных, несогласных.

И тогда уже функция защиты религии перестает быть общесоциальной, превращается в узкогрупповую. Действительно, идеологическая функция государства может иметь предельно классовый, групповой характер, что, например, стало характерным в социалистических государствах тоталитарного типа, когда марксистско - ленинская идеология объявлялась государственной, находилась под специфичной защитой государства ее полицейские органы имели своей целью непосредственную защиту господствующей марксистско - ленинской идеологии. После подробно рассмотренного содержания функций государства остановимся на классификациях функций по различным признакам, а также на различных точках зрения специалистов на классифицирование Функций государства. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные функции современного государства

Основу этих представлений составляет идея классового насилия, которая расценивается в марксизме - ленинизме как сущность политических и правовых… Многие взгляды Маркса, Энгельса и Ленина были обусловлены уровнем знаний ХIХ-… Более того, осмысление всей истории доиндустриального общества через призму классовой борьбы является вполне…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Представление о современном государстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблемы классификаций функций
Проблемы классификаций функций. В познании государственно - правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставит

Обеспечивающая выполнение функций структурная организация государства
Обеспечивающая выполнение функций структурная организация государства. Итак, в функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги