Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психологическом аспекте проблемы

Омский Государственный Университет Кафедра современной отечественной истории.Курсовая работа Тема 1935-1939 Выполнил Романенко Т.Л. Научный руководитель к.и.н. АЛИСОВ Д.А. ОМСК-1995. Содержание. Введение .3 Пропаганда и газета 8 Партия и пропаганда .18 Социально-психологическое содержание центрального органа страны 25 Заключение .36 Список использованных источников и литературы 39 Введение. Российская история всегда представляла интерес для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя.

Народ и государство, религия и общество во все времена, будь то ранняя история или современность, настолько занимательны, что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции. Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований.

Во-первых, всегда интересно общество, стремящееся к совершенству, и одним из таких обществ является российское. Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели, представляющий собою тайну, которую пытается раскрыть целая армия ученых, привлекает мое внимание. Оно сильно и потому, что как патриота своей Родины, меня беспокоит дальнейшее ее развитие, а для будущего просто необходимо иметь прошлое, как можно более богатое событиями и происшествиями. В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки, которые не должны быть вновь совершены.

Подходящим временным отрезком для познания и осознания служит так называемый период сталинского тоталитаризма, выросшего на абсолютно гуманистической идее построения лучшего общества, но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы с гигантской и чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников. Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере, называвшемся Советский Союз. Почему же идея коммунистического строительства, являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества, породила такую жесточайшую систему И почему эта самая система смогла просуществовать на протяжении многих лет Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует, но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.

В данной работе не будет попытки ответить на оба эти вопроса целиком, но будет как можно яснее описан механизм, поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том, что, очевидно, именно эти года и являются апогеем развития сталинской системы террора в советском государстве.

Этопик развития не только государственности тоталитарного типа, но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее, с одной стороны подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям, со стороны обратной.

Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за счет миллионов заключенных, работавших на самых тяжелых работах, но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного энтузиазма в массах, готовых перевернуть горы для собственной Родины. И для того, чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии.

Идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение развитие данных общественных отношений такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов, разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том, что идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия, которое отражает интересы определенного класса 1- как пишет по этому поводу В.Иванов, а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его, говоря, что Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы.2 Таково было мнение ученых относительно идеологии в 60-70 года, но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А заявляя Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности Она может содержать и содержит в себе объективное выражение и отражение интересов социальной группы, класса, профессионального сословия и др.3 Как мы можем увидеть, в каждом из этих определений, сформулированных в различные годы, присутствует указание на классовую основу идеологии, которую невозможно отрицать.

На это-то мы и обратим внимание, поскольку для нас особый интерес представляет общество в целом, а значит и те классы, из которых оно состоит.

Классы общественные - ссылается на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства - а также по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Это очевидно и спорить не приходится, не менее очевидно и то, что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов органически слившихся в единый советский народ, и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров.

В Советском Союзе дело обстояло совсем не по этой схеме, хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х. На деле существовала прослойка эксплуататоров трудового народа, именовавшая себя советской властью. Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью государственно-партийной бюрократии, 4- пишет А.П.Бутенко, и необходимо добавить, что эта самая бюрократия составляла значительную армию людей, занимавшихся совершенно номинальной работой, которую в здоровом государстве трудно и представить.

При этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни властьимущих, а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения.

Таким образом, можно говорить о прослойке, и даже целом классе, имеющем, без сомнения, собственную идеологию собственные интересы и представления. Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс, по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе. Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно, а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии, как можно более подходящей для советских граждан.

Проблемы в этом не возникало, поскольку существовала замечательная идея, разрабатывавшаяся в течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья, совершенно не склонные к насилию, и народ мог бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей. Сталину это легко удалось, поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации, созданной еще первым поколением большевиков. Они достаточно хорошо понимали, что информация не является чем-то самостоятельным, не представляет собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус но имеет информационный характер только в отношении к системе, воспринимающей информацию.5 А в то же время- Информировать другие системы - это лишь особая форма управления,6 поскольку Информация - это используемая для управления сторона отражения, упорядоченное изменение,7-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны и кибернетики, пришедшие к выводу о том, что Информация нужна для обеспечения управления, поэтому понятия информации и управления соотносительны.8 Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал Информация становится пропагандой, если лицо, публикующее ее, преследует какие-либо цели,9- а о целях сталинского режима мы уже говорили.

Но теперь необходимо представить какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и приемов пропаганды и агитации, которые можно использовать в целях усиления воздействия.

Вот эти методы и способы пропагандирования, а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе. 1 Иванов В. Идеология характер и закономерности развития. -М. Политиздат, 1977 С.25. 2 Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. - Л. Лениздат, 1961 С.234. 3 Колеватов В Носков А. Идеология ликвидация недоразумений или выработка новых подходов Коммунист. 1991. N4. С.43. 4 Бутенко А.П. Откуда и куда идем Взгляд философа на историю советского общества. Л. Лениздат, 1990 С.155. 5 Цит.по Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М. Изд-во МГУ, 1976 С.23. 6 Там жес.26. 7 Там же. 8 Там же. 9 Там жес.27. Глава 1.

Пропаганда и газета

В.И.Бровик и И.В.Попович пишут Информация характеризует конкретный акт... 4 Цит. Пропаганда в идеологической борьбе М. О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды. по Большевистская печать М.

Партия и пропаганда

И это прекрасно подходит режиму, так как информация, как мы уже говори... Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических меха... Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКПб 10 марта 1939г. Политиздат, 1984 с.65. Газета, пропаганда, жизнь вопросы теории и методики М.

Социально-психологическое содержание центрального органа страны

В редакцию газеты приходят письма читателей. И более того, оно переросло в Политический язык - основной язык пропаг... С помощью ключевых символов и лозунгов пропагандист коммуникатор и обр... 1 Шандра В.А. Политиздат, 1971 С.38.

Заключение

Заключение. Подводя итог работе, можно говорить о том, что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение идеологического информирования масс или проще говоря пропаганды во всех сферах советского общества.

И пресса занимала не последнее место в этом процессе. Ее функции писал в 1937 году Albert Williams не делать деньги или развлекать читателя, а информировать его и стимулировать его интерес и веру в коммунизм.1 Для прессы и в часности для Правды это означало то же, что и формирование общественного сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами.

Создание идеологических и политических мифов, воспринимаемых как абсолютная истина и служащих для получения необходимых системе стереотипов, осуществлялось различными способами пишет о системе буржуазной пропаганды, не слишком отличающейся от советской, А.Д.Пароятникова здесь и простой обман, и дезинформация, и подтасовка фактов, и замалчивание, и другие методы и приемы манипулирования общественным сознанием 2 В случае с Правдой прекрасно использовались семантические особенности языковых единиц. Четкая организация пропагандирования, скорее даже общественного внушения, с которым неизменно связана всякая пропаганда3, позволила газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов советских граждан.

Под воздействием пропаганды и агитации в 30-х годах идет полным ходом становление нового типа личности, и невозможно было бы достигнуть такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и состоят, чтобы дать понимание социализма 175 миллионам людей союза усилить в них энтузиазм для строительства социализма заменить старые индивидуалистические представления и взгляды на мир общественными, коллективными подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма.4 Но вся проблема в том, что параллельно с этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и представлений.

Слепое поклонение партии и лично товарищу Сталину, бессознательное осуждение всякого неугодного партийной линии процесса, совершенно бессмысленные поступки, единственным оправданием которых служила выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе. А в формировании самым непосредственным образом участвовали структуры пропаганды и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКПб. И прикрываясь ленинским лозунгом о постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку классы де обмануть нельзя5, Сталин и его команда проводили под прикрытием щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты. Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал замечательную фразу Зло подобает приукрашивать словами.6 Но человечество не прислушалось к этим словам, за что ему и пришлось так тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят людей на путь истинный, на котором они не будут вновь совершены. 1 Williams A.R. The Soviets New York Harcort, Brace and Company, 1937 P.374. 2 Пароятникова А.Д. Конденсированные символы в буржуазной пропаганде.

Язык и стиль буржуазной пропаганды М. Изд-во МГУ, 1988 С.75-76. 3 Артемов В.Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой. Проблемы социальной психологии и пропаганды М. Политиздат, 1971 С.96. 4 Williams A.R. The Soviets New York Harcort, Brace and Company, 1937 P.369. 5 Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом.

ПСС.Т.43.С.58. 6 Nominibus millire licet mala.лат Зло подобает приукрашать словами.

Овидий Наука любви

Список использованных источников и литературы

Nhe Soviets New York Harcort, Brace and Company, 1937 p.554. Социальная информация и управление обществом М.Политиздат, 1975 448с. Изд-во МГУ, 1982 14с. 14 Политическая информация М.Политиздат, 1973 192с. 18 Средства массовой информации и пропаганды М.