рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественно-политическаямысль

Общественно-политическаямысль - раздел История, Наука и культура первой половины XIX в. Общественно-Политическаямысль. Xix Век- Время Серьезных Изменений В Сознании ...

Общественно-политическаямысль. XIX век- время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно- политической мысли.

Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитическиесобытия несомненно влияли на этот процесс. Отечественная война1812 г. усилила идейное размежевание в русском обществе, привела к росту настроенийпротив существовавших в России порядков, при которых русский народ, отстоявший независимостьстраны, продолжал оставаться в крепостной зависимости. Для того ль освободили мыЕвропу, чтобы наложить цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобыне сметь говорить о ней, и купили первенство между народами, чтобы нас унижали дома эти слова декабриста А.А.Бестужева выражали мысли многих прогрессивных людей России.1 Отношениек крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом идейной борьбы первойполовины XIX века. В общественном сознании мысль о самодержавии как наиболее приемлемойформе политической власти в России была очень распространенной.

Попытки М.М.Сперанскоговысказать идею об ограничении самодержавной власти План государственных преобразований 1809 г. оказались безуспешными.

Н.М. Карамзин в Записке о древней и новой Руси 1811 писал, что самодержавие - есть палладиум России, оно основало и воскресилострану и всегда было главным условием ее политического существования. Один из деятелейдекабристского движения Г.С.Батенков, человек широко образованный, автор проектовполитического переустройства, писал, что не дозрели люди до республики, по обширностигосударства, по опыту тысячи лет и по нравам нашим республиканское правление намне свойственно, по крайней мере - для перехода нужна монархия . 2 Декабристыпервыми предприняли попытку свергнуть крепостничество и самодержавие в России революционнымпутем.

Большая роль в их общественных воззрениях отводилось просвещению как силе, способствующей общественному прогрессу. Но в отличие от просветителей XVIII в. онисчитали прогресс несовместимым с крепостным правом. Втораячетверть XIX в время осмысления политических и социальных вопросов, поднятыхдекабристами, а также поисков путей их решения.

Общественная мысль стремилась к выработке пониманиятаких проблем как роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношениек западноевропейскому политическому и социальному устройству. Наряду с главным вопросом- отношением к крепостничеству и самодержавию - решение этих проблем вело к появлению различных течений общественноймысли и их размежеванию. С осмыслением важнейших социально - политических вопросов связан повышенныйинтерес в России к немецкой классической философии.

Диалектика, идея развития, становиласьзнамением антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шиллинга Гегелябыли широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетскихкружках. Брожениеумов заставило правительство искать пути усиления идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. В середине 30-х годов вырабатываются коренные начала официальнойидеологии - самодержавие, православие, народность которые должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составитьнравственную основу воспитания в обществе и стать последним якорем спасения России. Это было также решение вопроса о крепостничестве и самодержавии с точки зренияправительства. Положение теории официальной народности пропагандировались в учебниках, лекциях профессоров, в публицистике, литературе.

Однако безраздельно господствоватьв умах, на что рассчитывали сторонники этой теории, она уже не могла. П.Я.Чаадаев 1794-1856 одним из первых подверг официальную идеологию уничтожающей критике. Его Философическое письмо, опубликованное в 1836 г. в журнале Телескоп, было, по словам Герцена, подобно выстрелу, раздавшемуся в темную ночь, оно потрясловсю мыслящую Россию. Чаадаев пытался по-своему решить проклятые вопросы эпохи, поставленные декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России. Но в отличие от официальных политиков и идеологов А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров Чаадаевнигилистически оценивал историю России, пессимистически смотрел на ее настоящее, а будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации на основе католическойрелигии.

Именно тезис - только через католицизм возможен путь к социальному и культурномувозрождению - был отвергнут фактически всем мыслящим русским обществом.

Однако Письмо Чаадаева стало катализатором умственного движения, заставляло задумыватьсянад вопросами, которые он поставил. Чаадаев создал философскую концепцию русскойистории, и его идеи восприняли и пытались интерпретировать многие из последующихрусских мыслителей. Мысльо необходимости социально- политических преобразований прочно входит в общественное сознание, формирующиеся в30-40-е годы течения общественной мысли - западничество, славянофильство, утопическийсоциализм, различаясь по степени радикализма, философской основе, исходили изнеизбежности социальных преобразований для дальнейшего движения общества вперед.40-егоды XIX в. явились замечательным десятилетием в развитии общественной мысли и духовной культуры в целом.

Из тайных организацийобсуждение животрепещущих вопросов переносилось в более широкую среду интеллигенции, университетского студенчества, на страницы журналов. Одним из условий общественнойжизни, как писал Современник, становились публичные лекции в университетах своеобразнымобщественно - культурными центрами были литературные салоны в столичных и некоторых провинциальных городах.

В одном изтаких широко известных салонов- в доме А.П.Елагиной в Москве происходили знаменитыеспоры славянофилов и западников о путях развития России.

Западничествои славянофильство были течениямираннего русского либерализма и знаменовали собой формирование либерально - буржуазнойидеологии в России. К западничеству признается известная условность этого понятия принадлежали историки и правоведы Т.Н.Грановский и С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин и К.Д.Кавелин, публицисты В.П.Боткин, П.В.Анненков и др. Вместе с западниками в идейных спорахсо славянофилами выступали В.Г.Белинский и А.И.Герцен, выработавшие в этих дискуссияхсвою революционную концепцию. Западники были сторонниками конституционной монархии, буржуазных преобразований в России, которые могли осуществится, по их мнению, путемреформ. Славянофилы А.С.Хомяков, К.С. и И.С.Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф.Самарин и др. выступали, в отличие от западников, за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. В основе его лежали самобытные нравственно - религиозные начала допетровской Руси, к возрождению которых призывали славянофилы.

Они были убежденными противниками революции, но, как и западники, отстаивали мирный путь социальных преобразований, прежде всегоотмены крепостного права.

В период подготовки реформы 1861 г. западники и славянофилысоставили единый либеральный лагерь. Существенноважным для развития национального самосознания были идеи славянофилов о национальномхарактере культуры, некритическом отношениик иностранным влияниям А.С.Хомяков.

О возможности русской художественной школы .1847 г. .К30-м годам относится развитие идей утопического социализма. В России он распространялсяв форме крестьянского или общинного социализма А.И.Герцен, его особенностью былопризнание приоритета революционных методов борьбы. Именно здесь шел поиск путейпо преодолению ограниченности дворянской революционности борьба для народа, нобез народа и просветительских идей всеобщего благоденствия. В 40-50-е годы XIXв. формируется революционный демократизм.

Оставаясь в рамках утопическогосоциализма, он являлся идеологией, выражавшей интересы крестьянства. Вобщественном сознании продолжали жить взгляды на просвещение как средство обновленияи улучшения жизни. Декабрист Н.А.Крюков показал на следствие Чувствуя вполне бедственноесостояние рабства и невежества, более и более убеждался в том, что одно лишь общеепросвещение может сделать государство благополучным. Белинский в конце 40-х годовXIX в. в своем знаменитом письме к Гоголю продолжал утверждать, что Россия видитсвое спасение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности .1 Многиезащитники идеи просвещения народа отнюдь не выступали за коренные преобразованияв России.

Московское общество сельского хозяйства, например, тоже ставило вопросо необходимости предоставления крестьянам элементарного сельскохозяйственного образования, по его инициативе в 1845 г. был создан Комитет грамотности. Но его члены не былисторонниками ни политических, ни социальных изменений.

Революционные демократы общественныепреобразования считали необходимыми, а путь их видели не только в просвещении, нои в революционном свержении существующего общественного строя. 2.4. Художественная культура Дляхудожественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно- художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременноесосуществование разных художественных стилей. Вхудожественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил постепенный отход отнормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественноеслужение.

Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков. Основноенаправление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтическогоискусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенныйидеальный образ.

Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностьюбыл ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Вниманиек отечественной истории было характерно для художественной культуры в целом. К историческойтематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история былапредметом раздумий А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества БорисГодунов , Капитанская дочка , Медный всадник , Арап Петра Великого , Историяпугачевского бунта. С осмыслением исторического прошлого России связаны спорывокруг Философского письма П.Я.Чаадаева.

Пушкин был одним из тех, кто не принялнигилистическую оценку Чаадаева отечественной истории. В письме к нему поэт писал Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вамисогласиться Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя но клянусьчестью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другуюисторию, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал 1 . Врусской литературе возникновение романтизма связано с именем В.А.Жуковского 1783-1852 . Его баллады Людмила , Светлана и др исполненные гуманностии высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии душу и сердце, составилицелый период нравственного развития нашего общества.

Воздействие Жуковского на читающуюпублику было безмерно велико и безмерно благодетельно, как писал В.Г.Белинский.2 Развитие лирики от элегически мечтательнойдо глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы за угнетенную свободу человека, бело характерной чертой романтической поэзии. К.Ф.Рылеев 1795-1826 , осуждавший Жуковского за мистицизм, мечтательность, неопределенностьв какую-то туманность, сам являлся ярчайшим представителем гражданского романтизма. Его лирика пронизана идеями высокого служения и насыщена политическими ассоциациями Думы, поэмы Войнаровский , Наливайко. Призывая собратьев по перу употребитьвсе усилия, чтобы осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей ивечных истин , Рылеев показывал пример служения обществу своим творчеством и готовностьпожертвовать жизнью для пробуждения спящих россиян. Имея в виду себя и своих единомышленников- декабристов, поэт устами руководителя крестьянско-казацкого восстания концаXVI в. Северина Наливайко восклицал Известномне погибель ждетТого, кто первый восстаетНаутеснителей народа Судьбаменя уж обрекла. Ногде, скажи, когда былаБезжертв искуплена свобода ? 1 Врусле романтического движения закладывались основы русского исторического романа А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин, формировалось понимание национальной самобытностии народности литературы.

Поэты-романтики много сделали для художественного перевода.

По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современныхзападноевропейских и античных писателей.

В.А.Жуковский был талантливым переводчикомпроизведений Гомера, Байрона, Шиллера.

До сих пор мы читаем Илиаду в переводеН.И.Гнедича. Важнейшая проблема национальной культуры, в частностилитературы народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия. Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим интересом к отечественнойистории. По мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию самобытности русской литературынадо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстверомантизма.

Народность в этот период отождествлялась с национальной самобытностью, т.е. с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т.д. Идейныеискания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком осмыслении понятия народность. Если официальная народность исходила из беспредельной преданностии повиновения самодержавию, то в понимании передовых деятелей культуры народностьозначала верность изображения картин русской жизни Развиваяи углубляя понятие народности литературы, классики русской критики в качестве необходимогоее условия считали соответствие изображаемого писателем в своих произведениях жизненнойправе.

По мнению В.Г.Белинского, истинно народное произведение то, которое отвечаетобъективным интересам народа. Отражая реальную, тяжелую жизнь простых людей, художественноепроизведение должно призывать к борьбе за ее изменение. Этот тезис стал одним изглавных положений революционно - демократической эстетики. Впоследние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалосьдвижением от романизма к реализму.

В литературе этого движение связанно сименами Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Вразвитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А.С.Пушкина 1799-1837 огромна. Прекрасно выразил это Гоголь При имени Пушкина тотчас осеняетмысль о русском национальном поэте Пушкин есть явление чрезвычайное и, можетбыть, единственное явление русского духа это русский человек в его развитии, вкаком он, может быть, явится через двести лет . 1Какчеловек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в периодстановления дворянской революционности первое стихотворение Пушкина К другу стихотворцу было напечатано в1814 г Его творчество закономерный итог в художественном осмыслениижизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов.

С Пушкинаначалось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждениесовременного литературного языка, начало реализма в литературе как художественногонаправления.

Евгений Онегин Пушкина был первым русским реалистическим романом, в высшей степени народным произведением В.Г.Белинский. Впервые отдельным изданиемроман был опубликован в 1833 г. Универсализм Пушкина проявился не только в литературе, он был самобытным мыслителем и вдумчивым историком Руслан и Людмила ,1817-20 Цыганы , 1824-25 Борис Годунов , 1824-25 История пугачевского бунта ,1833-34 и др. Важнойвехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю.Лермонтова 1814-1841 ,отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря1825 г. разочарование.

Неприятие поэтом окружающей действительности приобреталоярко выраженный социальный характер. его роман Герой нашего времени 1841 , сохраняяромантические черты, явился одним из первых произведений литературы критическогореализма. В творчестве поэта переплетались личные, гражданские, философскиемотивы стихотворения Бородино , 1837 Родина , 1841 поэма Мцыри , 1840 Демон ,1829-41 драма Маскарад , 1835-56 и др. .Огромнароль Н.В.Гоголя 1809-1852 в русской литературе.

Мертвы души -й том вышел в1842 г. одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. В.Г.Белинский оценил его так творение чисто русское, национальное, выхваченноеиз тайников народной жизни. Загадочный Гоголь писатель - фантаст, близкий Гофману, причем не только в ранних романтических произведениях Вечера на хуторе близ Диканьки, но и более зрелых Петербургские повести. Роднят произведения Гоголя с творчествомвыдающегося немецкого писателя - романтика причудливая фантазия, порой доходящаядо мистического гротеска, тонкая ирония и, конечно, сатира на российскую действительность. Суть его трагедии в религиозных исканияхи в мучительном осмыслении проблемы Церковь и культура. Оставаясьглубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства исострадательности.

Социальность русской литературы, ее сопричастность общественнойжизни общепризнанная особенность и характерная черта.

Одним из открытий писателей натуральной школы ранние произведения И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.ТургеневаФ.М.Достоевского и др. был маленький человек с его нелегкой житейской судьбой. Предметомпристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина повести Д.В.Григоровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов Записки охотника И.С.Тургенева. Новый, невиданный ранее мир русского купечестваоткрыл читателю и зрителю А.Н.Островский.

Художественная литература как одна из формобщественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действительный характер, воздействие на понятия и нравы общества отмечали многие современники. В первой половине XIX в. активизируется собирательскаяи исследовательская деятельность в областирусского фольклора.

Много занимались этим славянофилы. Собрание народныхпесен П.В.Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом русскогофольклора. Состояниетеатрально - сценического искусства было показателем общественного просвещенияи духа времени. Несмотря на монополию императорских театров, начало которой былоположено в 1803 г драматическую цензуру, влиявшую на репертуар, театр игралвсе более заметную роль в общественно- культурной жизни. Центромтеатральной культуры в Москве был Малый театр.

В 1824 г. произошло окончательноеразделение труппы бывшего Перовского театра на драматическую и балетную. Драматическиеспектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О.И.Бове и получившееназвание Малый театр. Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперныхи балетных спектаклей. В Петербурге имелось несколько театров, наиболее известныйиз них Александрийский архитектор К.И.Росси, открытый в 1832 г. историческойдрамой М.В.Крюковского Князь Пожарский. В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы Российской империиносил официально- парадный характер.

Театры существовали также во многих губернскихгородах. Расцветромантизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера П.С.Молчалова 1800-1848 , прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчествастала роль Гамлета. Успех Молчалова в этой области объяснялся современным прочтениемпьесы.

Герой Молчалова воспринимался зрителями как русский Гамлет 30-40-х годовXIX в. ДраматургияА.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, особенно А.Н.Островского способствовала утверждениюреалистической драмы в театральном репертуаре. Реформатором актерского искусства, основоположникомреализма на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин 1788-1863 . Он создал правдуна русской сцене писал о нем Герцен, он первым стал не театрален на театре .1 Метод игры Щепкина явился основной сценичнойшколой актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.

Театрпервой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми идоныне по праву гордится русская сцена Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов,М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов. В этот период начинается становление режиссуры, искусстваоформления спектакля. Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народностии демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 года. Композиторыстали чаще обращаться к героико- патриотическим, национальным сюжетам опера К.А.Кавоса Иван Сусанин . 1815 . Видным представителем романтизма в музыке был А.Н.Верстовский 1799-1862 . Постановка наиболее известной его оперы Аскольдова могила, созданнойиз либретто М.Н.Загоскина, состоялась в 1835 г. Вобществе усилился интерес к камерным и публичным концертам.

Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоевского, в литературном салоне З.А.Волконской.

Огромным успехом пользовались летние концертныесезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г когда сюда была проведенажелезная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийскийкомпозитор и дирижер, знаменитый король вальсов И.Штраус. Вистории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М.И.Глинке 1804-1857 . С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальнойшколы в музыке. Событием в культурной жизни России была постановка оперы Глинка Жизнь за царя 1836 .Оперу довольно сухо встретила высокосветская публика, кучерскаямузыка не вызвала ее симпатий.

Но многие передовые люди России восторженно приветствовалиспектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский. Хомяков. Глинка родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Он создалнациональную русскую оперу, национальную инструментальную музыку русский национальныйроманс писал о нем В.В,Стасов. 1Глинка композитор, для которого высшими принципами искусства были идейность инародность.

Создает музыку народ говорил он А.Н.Серову композитор и музыкальныйкритик а мы, художники, только ее аранжируем . 2 Длятворчества А.С.Даргомыжского 1813-1869 наряду с принципами реализма и народностистановится характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячеесочувствие маленькому человеку опера Русалка , 1856 . Даргомыжский выступилноватором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности мелодичный речитатив в опере Каменный гость. Изобразительноеискусство не представляло единства в идейно-художественном отношении. Блестящихуспехов достигла архитектура русского ампира. В первой трети XIX в. она продолжалатрадиции классицизма и была связана с именами А.Д.Захарова 1761-1811 , одного первыхзачинателей русского ампира, А.Н.Воронихина 1759-1814 , К.И.Росси 1775-1849 .Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры и скульптуры. В это время создаются монументальные ансамбли Петербурга, формируются площади севернойстолицы Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова.

ВМоскве стиль русского ампира имел некоторую особенность более мягкий, интимныйхарактер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове 1784-1834 , Д.И.Жилярди 1785-1845 .В30-е годы в связи с признаками распада художественной системы классицизма архитектуравсе более приобретала функционально- утилитарный характер.

Начавшееся строительстводоходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки, которые сохранилистилевое единство. Вэто время получает распространение русско-византийский стиль.

Одним из ведушихархитекторов этого стиля был К.А.Тон 1794-1881 автор проектов Храма Христа Спасителя,Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты. Освобождениеот идейно- эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущиминтересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете.

Однимиз ярких представителей романтизма был замечательный портретист начала XIX в. О.А.Кипренский 1782-1836 . Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимуюличность портрет П.А.Оленина, 1813 , подчеркивает романтические черты русской женщины портрет Хвостовой, 1814 . Кипренский создал прекрасный портрет А.С.Пушкина 1827 .Развитиеромантизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные переменыв академической живописи.

В 30-50-е годы идейные каноны академизма, основанные наиерархической ценности жанров, все более устаревали. Сохранялся приоритет историческойживописи бытовой жанр как полноправный еще не признавался. Идейно-художественныеустановки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественнымизадачами искусства. Наиболееярким представителем классицизма был К.П.Брюллов 1799-1852 . Но он принес в живописьновые романтические черты.

Национальным своеобразием русского романтизма в историческойживописи был некоторый трагический палет. В картине Брюллова Последний день Помпеи впервые в качестве героя на широком историческом фоне представлен народ, хотя ив идеализированном виде. Брюллов блестящий мастер парадных портретов Всадница ,1832 . В последний период своего творчества он достиг в портретах большого психологизма Автопортрет , 1848 .А.А.Иванов 1806-1858 крупнейший художник XIX в в творчестве которого было сильное философское, религиозно-нравстенное начало.

Художник верил в высокое предназначение просвещения, способного указать народу путь кусовершенствованию и социальному обновлению. Главным делом всей его жизни сталомонументальное полотно Явление Христа народу, над которым он работал 20 лет 1837-1857 . Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим. Новыереалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии. Рождение бытового жанра связано с творчеством А.Г.Венецианова 1780-1847 . Его картиныбыли открытием в русской живописи 20-х годов На пашне.

Весна , На жатве. Лето , Захарка и др. художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческоедостоинство и красоту труда. Венецианов создал свою школу в русской живописи, котораястала значительным явлением в художественной культуре 20-40-х годов и способствовалараспространению бытового жанра.

У Венецианова было много учеников, получивших специальноеобразование в училище, открытом им в имении Сафонково Тверская губерния. Впервой половине XIX в. в г. Арзамасе возникла первая в России частная художественнаяшкола, основанная А.В.Ступиным. Арзамасская школа 1802-1862 способствовала развитиюдемократической жанровой живописи. Центромхудожественной жизни Москвы стало открытое в 1832 г. Училище живописи, ваяния изодчества, сыгравшее важную роль в утверждении принципов реализма в русском искусстве.

В 1918 г. училище было реорганизовано во 2-ые Свободные художественные мастерские, позднее преобразованные в Московский художественный институт им. Сурикова и Московскийархитектурный институт. Родоначальникомкритического реализма в русском изобразительном искусстве был П.А.Федотов 1815-1852 . Появление маленьких жанровых картин Федотова на академической выставке1849 г. произвело настоящую сенсацию. Его творчество тесно связано с литературойи идейным движением 40-х годов XIX в. В частных, на первый взгляд, событиях мастерсумел выразить большие социальные проблемы.

Впервые в русской жанровой живописипоявились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни Свежийкавалер , 1846 Сватовства майора , 1848 . Драматизм, метафоричность, свойственнаяхудожественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине Анкор, еще анкор! 1851-1852 . П.А.Федотов завершил эволюцию русской живописи первой половиныXIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития. 3. Вывод. Ксередине XIX в в канун буржуазных реформ, в России завершился один из внутреннихэтапов в историко-культурном процессе XVIII- первая половина XIX вв Основнымего содержанием было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявилисьее характерные черты и особенности гуманизм и сопричастность общественной жизни, гражданственность и интерес к маленькому человеку. Врассматриваемый период произошло становление современного литературного языка, определиласьболее тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и общественно-политическоймыслью. Однойиз особенностей русской национальной культуры была ее открытость, способность кусвоению элементов культуры других народов, но при этом сохранились национальнаясамобытность и цельность. Этому несомненно способствовало длительное, многовековоехозяйственное и культурное общение русского народа с другими народами, входившимив состав Российской империи. ОсобенностьюРоссии как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделялибы центр от окраин и обособляли отдельные национальные регионы.

Хозяйственные икультурные связи русского и других народов существовали длительно и постепенно.

Черезвзаимные культурные контакты происходил процесс овладения русским языком национальнойинтеллигенцией, приобщение народов России к духовным богатствам русской культуры. Одновременно обогащался и идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов благодаря познанию культуры других народов. Врассматриваемый период культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство было основным носителем профессиональной культуры. Высоко оценивая интеллектуальныйуровень дворянской культуры 30-50-х годов, Н.А.Бердяев связывал с именами Чаадаева, братьев И. и П. Киреевских, Хомякова, Грановского, Герцена, Пушкина, Лермонтова,Гоголя развитие русской философии, гуманитарных, исторических знаний, искусстваи литературы. Вместес тем к концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более отчетливопроявилось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладениякультурными ценностями.

В обществе были весьма ограничены средства широкого распространенияпросвещения, народного образования. Впервой половине XIX в. общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровнойбыла лишь в столицах.

Провинция, по мнению одного из современных исследователей, еще находилась в состоянии глубокой умственной спячки 1 .

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука и культура первой половины XIX в.

Эти события не прошли бесследно для многих областейхудожественной культуры.Эпоха1812 г. важный этап в развитии национального самосознания.Общая… Успешное завершение в войне воспринималось современниками как,… Правительство в лице Александра I придерживалосьв это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественно-политическаямысль

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предреформенная Россия
Предреформенная Россия. Первая половина XIX века. 2.1. Образование и просвещение. В20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решатьшкола в системе просве

Успехи научноймысли
Успехи научноймысли. Общиесоциально- экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятноевлияние на научную мысль. В результате экспедиций русских путешественников былисделаны ва

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги