Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2001 году
Две линии в русской культуре XIXв - Реферат, раздел История, - 2001 год - Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру Две Линии В Русской Культуре Xixв. Две Линии Видели Мы В Истории Русской Куль...
|
Две линии в русской культуре XIXв. Две линии видели мы в истории русской культуры XIXв - линии, и сегодня так или иначе определившие живые и продуктивные тенденции национально-культурного развития, а значит, сохраняющие до сих пор свою актуальность и привлекательность в том или ином отношении.
Одну из них являет славянофильство идеология и культурная политика представителей отечественной мысли и литературного движения. Другая западничество наиболее ярко заявленная в XIXв. революционными демократами весьма условны и чрезмерно политизированными, а также их прямыми и косвенными предшественниками и последователями от Радищева до Плеханова и Ленина. Две линии в развитии русской культуры XIXв. осуществляли своего рода разделение труда внутри единой национальной культуры.
Одна культурно-самобытная в широком смысле сосредоточила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры примечательно к истории отечественной культуры, истории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национального самосознания русского народа. Эта специфика получала в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование русское просвещение, русская мысль, русское воззрение, русский ум и т.п. К идейным исканиям славянофилов обращались художники и мыслители русского культурного ренессанса конца XIX начала XXв демонстративно отталкивавшиеся от наследия 60-70-х г.г. XIXв затем писатели и мыслители русской эмиграции, настроены оппозиционно к советской власти и коммунистической идеологии далее все деятели русской культуры, тяготевшие к религиозным исканиям и течениям в русской литературе и философии.
В советской культуре к славянофильской идеологии и культурному почвенничеству тяготели представители в той или иной мере оппозиционных коммунистическому официозу сил русской культуры.
В 20-е г.г. почвенническим идеям обращались представители группы перевал, обосновывая идею органичности искусства, принцип творческого самовыражения художника, его не подвластности жестким требованиям социального заказа революционного государства. Наследие славянофилов интересовало и тех литераторов, которые выступали под лозунгами патриотизма, национального возрождения России и русской культуры, защиты русской культуры от иностранного влияния, противостоя официальной линии ортодоксально коммунистического или либерально-демократического толка. К неославянофильской идеологии, так или иначе, тяготели - в рамках советской, позднетоталитарной культуры писатели, критики и мыслители почвеннической, самобытно русской аристократии Солженицын и Шафаревич, Распутин и Белов, и др. их относительная оппозиционность правящему режиму каждый раз выражалась в стремлении охранить и по возможности усилить национально-культурное своеобразие в противовес размыванию и разрушению национальной специфики в духе коммунистического интернационализма или космополитического либерализма.
Другая линия в развитии русской культуры радикально модернизаторская, западническая по идеям и идеалам, революционно-освободительная направлена вширь, за пределами ее национального своеобразия.
Проникнутая идеями поступательного прогресса, а вместе с ним и историзма, эта линия русской культуры обращает свое внимание по преимуществу на изменчивое содержание национальной культуры акцентирует ее протеизм, что стимулируется самим ходом общественно-исторического развития. Ориентируясь на отвлеченные представления о критериях общечеловеческого прогресса, разума, цивилизации, мировой культуры, представители этой линии стремились вывести, извлечь, и вырвать русскую национальную культуру из заданных национально-специфических условий ее возникновения и становления, преодолев их разрушить назвавшиеся искусственными границы, отделившие русскую культуру от развитых культур Запада уничтожить внешние, преимущественно социально-политические ограничения, препятствующие росту и прогрессивному развитию отечественной культуры, вызывающие ее отставание и консерватизм.
В постоянном интересе к истокам русской ментальности, к имманентным закономерностям становления русской культуры в ее национальном своеобразии, к устойчивым, относительно постоянным и определенным составляющим национального характера и самосознания русского народа безусловная заслуга этой линии в развитии отечественной культуры.
Эта линия получила название центростремительной характеризует направленность всего миросозерцания, всех творческих и исследовательских усилий, всех ценностно-смысловых ориентацией вглубь на осмысление исторически ускоренных процессов национальной культуры на выявление тех ее глубинных механизмов и тяготений, которые и образуют целое национальной культуры при всем многообразии ее содержания и форм на закрепление и узаконение наиболее устойчивых, исторически мало меняющихся смысловых структур, традиций, символов и ассоциаций на самосохранение, а подчас и обособление национальной культуры в семантическом поле мировой культуры в качестве неповторимого, уникального духовно-практического образования.
Единство и борьба центростремительной и центробежной тенденции оказывается принципиальным конструирующим моментом для русской культуры.
По-другому складывалась судьба радикально-демократической идеологии.
На протяжении большей части своей дореволюционной истории эта идеология выступала не просто как оппозиционная к официальному идеологическому курсу, но и прямо как противоборствующая ему подрывная деятельность, дестабилизирующая культуру мира. Эта линия развития культуры отечества воплощала в себе критическое, отрицательное, более или менее разрушительное начало по отношению к официальной культуре она питала в XIXв. своими идеями, образами, настроениями, пафосом революционное движение демократическую, затем социалистическую революционно-освободительную мысль, развивавшуюся нелегально.
Прямые наследники центробежной силы в развитии русской культуры большевики после победы в революции оказались в положении не просто представителей господствующей, приоритетной культуры, но и единственной официально признанной, монопольной, вообще возможной.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей… Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени,…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Две линии в русской культуре XIXв
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов