История благотварительности в Древней Руси

Московский Государственный Социальный Университет Калужский филиал факультет социальной работы РЕФЕРАТ по курсу История социальной работы в России Тема Частная благотворительность в Древней Руси Студент Коровкин Ю.М. Преподаватель канд.ист.наук Кузнецова Е.А. г.Калуга 2003г. Содержание. стр. Введение 3 Частная благотворительность в Древней Руси 7 Заключение 13 Библиография 15 Введение. Среди тех нравственных ценностей и качеств, которые заслуживают сегодня особого внимания, укрепления и культивирования, видное место занимает благотворительность.

Слово благотворительность используется в одном ряду с близкими по значению терминами социальная поддержка, социальное призрение, милосердие. Значение этих понятий близко, но не одно и то же. Социальная поддержка это содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей. Она может оказываться как в возмездной, так и в безвозмездной формах. Это во-первых. Во-вторых, диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной поддержке, гораздо шире тех, которые обслуживаются благотворительностью.

Социальная поддержка бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и т.п. Всякая благотворительность является, безусловно, социальной поддержкой, но не всякая социальная поддержка оказывается благотворительностью. Благотворительность это особая форма социальной поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.

Частным случаем социальной поддержки выступает социальное призрение. Призреть кого-либо, значит дать ему приют и пропитание. Социальное призрение это простейшая форма социальной поддержки, содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей жилище и еде. В отличие от понятия благотворительность в понятии милосердие акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосердие это больше готовность к оказанию помощи, чем сама помощь.

Это больше эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей, нежели рационально-психологическая оценка этих страданий. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами чувством корпоративной чести, потребностью в оценке, потребностью в самоутверждении, религиозным чувством и т.п. С другой стороны, сфера распространения милосердия гораздо шире той области, где проявляется благотворительность.

Милосердие проявляется и в семье, и в дружеском общении, и между врагами, и на войне Для социологии благотворительность это, во-первых, не отдельные, пусть даже самые экстравагантные, поступки, а определнный вид деятельности. Во-вторых, это не деятельность одиночек, а деятельность социальных групп. Из этого не следует, что социологию не интересуют единичные факты благотворительности. Они интересуют е, во-первых, как типичные репрезентативные факты во-вторых, как симптомы скрытых или ещ не набравших силу социальных тенденций.

Исходя из сказанного, представляется логичным подойти к благотворительности как к социокультурному феномену, как к особой деятельности в социокультурной сфере, иначе говоря, определнной социокультурной деятельности. Благотворительность как социокультурное явление имеет в России свою историю и традиции, ознакомление с которыми представляет теоретическую и практическую ценность. Во-первых, исторический опыт дат нам основные методы и подходы, на которые опиралась социально-историческая практика.

Во-вторых, социально-исторические исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической работы органам и учреждениям социальной защиты. В-третьих, исследования исторического опыта выполняют чисто практическую функцию, поскольку полученные в ходе их проведения данные помогают принять проверенные, апробированные решения, вырабатывать и осуществлять социальные программы. 3, с.21-22 Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку.

Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Однако е содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий. Благотворительность всегда и у всех народов продукт своей эпохи, определнных исторических условий.

Они и определяют масштабы благотворительности, е материальные возможности, формы, методы и главные направления. В истории человечества благотворительность в той или иной форме присутствовала всегда. 2, с.27-28

Частная благотворительность в Древней Руси

29-31 . включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливают... Вряд ли дело здесь только в небесной благодати, снизошедшей на князя В... Приложением евангельских заповедей к социальной действительности были ... Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещ...

Заключение

Заключение.

Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи и поддержки человека. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты. Именно с этого периода времени начинает формироваться христианская концепция помощи и поддержки человека.

Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и иных форм поддержки и защиты. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. Возлюби ближнего своего, как самого себя данная формула становится нравственным императивом, определяющим сущность поступка индивида. С другой стороны, она выражает сущность единения субъектов, становясь тем самым показателем принадлежности к определнной общности. Однако не только нравственная установка на ближнего, но и поступок является основой мироощущения и мировоззрения истинного христианина.

Любовь и деятельность неразрывное единство понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. 4, c.29-30 В этой работе была сделана попытка рассмотреть частную благотворительность в Древней Руси и в рамках такого объма нельзя рассмотреть все аспекты рассматриваемой проблемы.

Библиография

Библиография . 1. Лыткин В.А. История социальной работы в России.

Калуга, КГПУ, 1997. 128 с. 2. Мельников В.П Холстова Е.И. История социальной работы в России Учебное пособие. Москва Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2001 г. 344 с. 3. Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга Издательский дом Калуга, 1996 г. 94 с. 4. Фирсов М.В. История социальной работы в России Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 296 с.