Савроматская культура

Министерство образования Российской Федерации Ростовский Государственный педагогический университет Кафедра всеобщей истории Реферат на тему Савроматская культура Выполнил студент I курса Чайкин Е.И. Преподаватель Копылов В.П. Ростов-на-Дону 2003 г. Содержание Погребальные обряды 3 Оружие 5 Посуда и орудия труда 7 Предметы туалета и украшения 9 Художественный стиль 11 Общественный уклад 12 Литература 15 Погребальные обряды Савроматская археологическая культура в VII IV вв. до н.э. занимала среди прочих культур скифского типа обширный регион евразийских степей левобережье Дона, междуречье Дона и Волги, Заволжье, северный Прикаспий и значительную часть южного Приуралья, включая все Оренбуржье, западный Казахстан, южную часть Челябинской и всю Актюбинскую области.

В ней выделяются два основных локальных варианта Волго-Донской и Самаро-Уральский, которые различаются деталями погребального обряда и набором вещей погребального инвентаря.

Однако все эти памятники, оставленные родственными племенами, имеют между собой больше общего, чем различий. Их связывает, прежде всего, единый в целом погребальный обряд. Всюду распространены, кроме впускных, и основные могилы. Захоронения совершались в насыпях, грунтовых прямоугольных ямах, обширных могилах, очень редко в ямах округлой формы. В восточном ареале культуры изредка встречаются большие подбои и катакомбы, особенно на Илеке и под Орском, в Новокумакском могильнике.

Везде господствует западная, реже встречается восточная ориентировка погребенных, на востоке ареала в VI-V вв. до н.э. появляется южная. Над могилами в большинстве случаев делали плоские деревянные перекрытия из плах, бревен и травы куги. Над обширными могилами, особенно в Самаро-Уральском регионе, часто встречаются и более сложные деревянные сооружения, иногда в виде шатров. Изредка, главным образом в восточных районах, в погребальных сооружениях применялся камень насыпи из щебня и камня, кромлехи, заклады из камней.

Нередко могилы заваливали хворостом и Кугой, из которых, как из коры, делали подстилки. Значительную роль в погребальном обряде играл культ огня в виде сожжения надмогильных сооружений, разведения кострищ над могилами и засыпки их горящим костром, углями, золой. При этом иногда сильно обгорали погребенные. Полных трупосожжений на месте очень немного. Довольно часто огонь заменялся положением в могилы отдельных угольков и золы, а еще чаще белого вещества в виде мела куски и посыпка меловым порошком дна могилы, погребенных и инвентаря, белых раковин, иногда кусочков реальгара, охры и серы. Не исключено, что в идеологических представлениях этих кочевых племен, объединенных савроматской культурой, центральное место занимал комплекс солнце свет огонь.

Огненный ритуал был более распространен в Самаро-Уральском регионе. Преобладают индивидуальные захоронения в могилах, но изредка встречаются коллективные от 2 до 10 погребенных детей, мужчин и женщин в одной могиле.

Они были одновременными или последовательными. Таковы, например, могилы в Новокумакском могильнике. Они составляли целые склепы, вероятно, семейные, имевшие иногда два яруса погребенных. Оружие Савроматские могилы содержат много оружия особенно многочисленны колчаны с бронзовыми, очень редко с железными наконечниками стрел. Часто в могилах находят железные мечи и кинжалы, довольно редко копья и совсем редко предметы оборонительного вооружения чешуйчатые или пластинчатые панцири и шлемы.

Самое распространенное оружие в савроматских могилах, особенно в мужских, бронзовые литые наконечники стрел. В VII VI вв. до н.э. у савроматов были в ходу двулопастные, трехлопастные и трехгранные втульчатые наконечники, обычные для скифов и близких им племен евразийских степей. Редко употреблялись черешковые бронзовые стрелы восточного происхождения. С VI в. на савроматской территории появляются типы, характерные именно для савроматской культуры.

Особенно велик и разнообразен их набор в южном Приуралье и западном Казахстане. Там известны не только трехгранные, но и четырехгранные наконечники, встречающиеся у саков Казахстана, Средней Азии и далее вплоть до Ирана. От поволжских они отличаются не только формой, но и своей массивностью. В основном с V в. до н.э. распространяются трехлопастные и трехгранные черешковые наконечники, характерные для восточных областей Евразии. Савроматские колчаны, особенно в южном Приуралье, часто снабжены железными и бронзовыми крючками, нередко украшенными изображениями в зверином стиле, различными бляшками и колокольчиками, в том числе и золотыми, ворворками для кистей и амулетами из кабаньих клыков, также в зверином стиле.

В савроматских могилах очень часты находки железных мечей и кинжалов скифских типов. По форме и украшениям рукояток в зверином стиле особенно разнообразны мечи в южном Приуралье. Они различны и по длине от 25 30 см до 1 м и даже более.

В Поволжье известно несколько мечей с почковидными перекрестьями без металлического навершия. Как и колчаны, мечи часто снабжались зооморфными кабаньими клыками-амулетами или апотропеями. Копья, редко помещавшиеся в могилы, имели железные втульчатые наконечники с довольно массивным листовидным пером. Предметы оборонительного вооружения встречаются еще реже. Это бронзовые шлемы и железные пластинки чешуйки от панцирей. Иногда в довольно богатых савроматских могилах нижнего Поволжья IV в. до н.э. находили пластинчатые панцири.

Предметы конского снаряжения обнаруживают в савроматских могилах довольно часто, хотя конские захоронения встречаются очень редко. Обычно это захоронения боевых коней во всем снаряжении, например, в Пятимарах I на Илеке около могилы людей было обнаружено 5 скелетов коней, соответствующих 5 человеческим захоронениям или в Старом Кумаке восточнее г. Орска, где близ могилы воина находилось захоронение коня. Среди конского снаряжения много железных удил, чаще всего с железными, реже с бронзовыми и костлявыми псалиями, иногда в зверином стиле.

Встречаются также разнообразные предметы от уздечных наборов и сбруи это бронзовые бляшки, подвески и амулеты в зверином стиле, чумбуры, пряжки, подпружные бляшки и кольца, тоже часто в зверином стиле.

Посуда и орудия труда

Среди встречаемых очень редко металлических орудий труда следует указа... Типичными для савроматов являются рюмкообразные медные котлы с ножками... Одно из них Пятимары I богато украшено сюжетами в зверином стиле. Известны каменные ступки и пестики, деревянные лотки и кубки, но очень... На простых лепных горшках чаще всего наносился орнамент из ямок или го...

Предметы туалета и украшения

Предметы туалета и украшения. Их бортики и ножки часто украшены символическим криволинейным, зооморф... Очень часто в могилах савроматских жриц вместе с ложечками и зеркалами... до н.э. из Уйгарака Приаралья. Зеркала ольвийского типа встречались в междуреч...

Художественный стиль

Как и на других территориях, им украшали главным образом оружие, зерка... Савроматский звериный стиль использовался главным образом в качестве п... Происхождение савроматского звериного стиля так же неясно, как и в цел... до н.э. Так, на землях Волго-Донского локального варианта предметы, выполненны...

Общественный уклад

Основу хозяйства савроматов и близких им по образу жизни самаро-уральс... Дата захоронений рубеж VI и V вв. до н.э. Сведения письменных источников об особой роли женщин в савроматском об... Как уже говорилось, в богатых женских могилах нередко встречались каме...

Литература

Литература 1. Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М. Наука, 1989. 2. Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону, 1983.