Повседневная жизнь арабов эпохи аббасидов

Министерство образования РФ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина факультета истории и политологии Курсовая работа Повседневная жизнь арабов эпохи аббасидов.Выполнила студентка исторического факультета 32 группы Зверева Н.Ю. Научный руководитель Жалменова О.П. Тамбов 2004г. План. 1.Введение 2.Религия. 3.Ремесло. 4.Производство продуктов питания. 5.Уклад жизни 6.Искусство 7.Торговля 8.Праздники. 9.Заключение 10. Библиография. 26 Введение. Курсовая работа направлена на изучение повседневной жизни арабов эпохи аббасидов.

Аббасидская династия сформировалась в период 749 и закончила свое существование в 1258 годах. В этот отрезок времени жизнь арабов протекала бурно, шло развитие сельского хозяйства, торговли, речного и морского судоходства, возросла система образования, а так же успешно развивалась городская жизнь.

Но я остановлюсь лишь на нескольких видах их повседневной деятельности. Опираясь на источники и литературу, я попыталась описать религию, уклад жизни, ремесло, праздники арабского народа и другие виды их деятельности. Данная тема заинтересовала меня прежде всего тем, что жизнь этого народа покрыта некой загадкой, сказочной мистикой. И все же, возникает вопрос кем же они все таки были жители из сказок или обычным трудящимся народом, жившим в суровых условиях.

Огромное количество фактического материала, детальный показ различных сторон жизни арабского народа, той важной эпохи описывают множества документов и источников. В своей работе я использовала много дидактического материала и опиралась на источники. Для того, чтобы разобраться в изучаемой теме надо в первую очередь охарактеризовать источники и литературу. Я опишу один из главных документов, который использовался в данной курсовой работе. Так, например, великолепная книга Золотые копи и россыпи самоцветов является важным источником.

Ее автор крупнейший ирано-мусульманский историк, писатель, географ и путешественник ал-Ма с уди. До наших дней сохранились два его произведения Книга указания и наблюдения и Золотые копи и россыпи самоцветов. Значительная часть данных источников написана в яркой беллетристической манере, посвящена истории Аббасидской династии. В нашем виде эта часть Золотых копий на русском языке издается впервые. Другая очень важная книга, которая использовалась в работе, является трудом швейцарского востоковеда Адама Меца и называется она Мусульманский ренессанс.

Этот труд, написанный на основе ценнейших источников, описывает культурный рассвет мусульманского мира в конце X века. Данная книга показывает повседневную жизнь арабского халифата. В своем труде я использовала различную литературу, но эти две данные книги составили основную часть курсовой работы. По моей работе можно будет рассмотреть жизнь аббасидского халифата и его народа и самим убедиться в том, сказочный ли это народ со своей интересной верой или просто обычные трудяги, жившие в невыносимо тяжелых условиях.

Религия. Основной религией арабской эпохи является ислам. Ислам s lat придание, вверение себя Богу, мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе в начале VII века среди арабских племен Западной Аравии. Уже в первый век своего существования, ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромные территории от Ганга на Востоке до Южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалась мусульманское государство Халифат. www. KM.ru Основным законом в мусульманской религии является Шариат.

Шариат арабский Шариат буквально надлежащий путь, свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений. там же Основателем ислама считается Мухаммад. Мухаммад Мухаммед, Мохаммед в европейской литературе часто Магомет, Магомед ок. 570-632, основатель ислама, почитается как пророк. там же Выходец из рода Бану-хашим арабского племени курейшитов. там же Получив, по преданию, ок. 609 или 610 откровение Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры. там же В 622 вместе с приверженцами был вынужден переселиться т. н. хиджра в Медину Ясриб. В 630-631 мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии Мухаммед стал главой теократического государства.

Мусульманами, особенно шиитами, высоко чтится дочь Мухаммеда Фатима, жена его двоюродного брата Али. там же До Мухаммеда арабам были известны монотеистические религии иудаизм и христианство.

В качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Основным источником мусульманского вероучения был Коран с арбского кур ан, буквально чтение, главная священная книга мусульман, собрание проповедей, молитв, притч и др. там же Коран понимался мусульманином как предвечное, несотворимое слово Божие, откровение, которое Бог, говорящий в Коране, преимущественно от первого лица как бы слово в слово продиктовал Мухаммеду через своего ангела Гавриила. там же Подобно тому, как для христиан Бог воплощался в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл себя в книге Коране.

Второй источник мусульманского вероучения Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда как источник материала для решения религиозных социально-правовых проблем, возникавших перед мусульманской общиной. Сунна состоит из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда на тему, или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях.

Хадис всегда состоит из двух частей собственно краткого рассказа и так называемой опоры перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность. mega. KM.ru Важнейший принцип ислама строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий.

Он ближе к человеку, чем его шейная артерия, говорится в Коране и в то же время утверждается Не постигают Его взоры там же То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом каждое явление, каждая вещь, каждое существо это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе.

Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним говорится в Коране. Имен этих 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. там же Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной.

Верить в эту сокровенную тайну обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в сотоварищи часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо. там же В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к религии Авраама, частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога. там же Мусульмане верят в то, что Аллах Бог только один, у него не может быть никаких сотоварищей.

Ислам признает Иисуса только в качестве пророка посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом девственное рождение, сила творить чудеса, взятие живым на небо. www. KM.ru Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение.

Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины 1 наука о толковании и чтении Корана, 2 наука о хадисах, 3 правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский.

Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон шариат, который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран.

Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику нормы, регулирующие отношения человека к Богу этику социальные отношения. там же Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно- этическое. там же Несколько позже отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, развивается мусульманское спекулятивное богословие калам, внутри которого складываются различные школы мутазилизм, ашаризм, матуридизм. mega. KM.ru Восприятие античного философского наследия аристотелизм, неоплатонизм способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. возникновению и расцвету арабской философии ал-Кинди см. Кинди, ал-Фараби см. Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд . там же В то же время получает развитие суфизм мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения.

Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. там же Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм. Очень рано проявились в исламе и зачатки сект. Первоначально секты возникли из политических партий, разногласия которых вращались около вопроса об имамстве, т.е. о том, кто имеет право быть наследником власти пророка халифом над обществом правоверных муслимун.

Между тем как одни высказывались за выборный халифат, которому первые преемники Мухаммеда были обязаны своею властью и которого законность опиралась на всеобщее признание иджма правоверных, другие держались того убеждения, что эта власть, перешедшая непосредственно после смерти пророка к избранному самим Мухаммедом зятю его, Алию, должна, после кончины последнего, перейти к его прямым потомкам от Фатимы, дочери пророка.

Первые называются суннитами, вторые шиитами. mega. KM.ru статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, 1890-1907гг. Отделение шиитов вначале имело основанием только политическое разногласие, у них со временем явились разногласия от суннитов и в формальных пониманиях ислама.

Подобно суннитам и шииты признают неоспоримое значение как Сунны, так и Корана но так как они склонны предполагать, что Коран в своем первоначальном тексте содержал признания привилегий дела пророка, а в суннитской редакции Абу Бекра и Османа был искажен добавлениями и пропусками, то они принимают за истины лишь те предания. там же Ремесло.

Из числа трех основных потребностей человеческого тела пище, одежды и жилья для жителей Востока самым важным являлась одежда.

Адам Мец Мусульманский ренессанс. Пер. с нем предисл библиогр.

Указатель Д.Е.Бертельса. М Издательство ВиМ, 1996 544с стр.417 Искусство одеваться достигло внешнего совершенства. Самым важным ремеслом было ковроткачество. Таким образом, производство ковров было распространено повсюду, оно занимало важную ступень в жизни арабов. Отдельные типы ковров являлись составной частью национального убранства, ибо совершавший путешествие по империи мог по обстановке комнаты определить в какой провинции он находится. там же В то время ковры делились на три основных типа ситр ковры на стену, дусат ковры для пола, нахх дорожки и намат ковры, которые не были предназначены, чтобы по ним ходили.

В Аббасидскую эпоху развивается такая отрасль как парфюмерия. Изготавливается десять сортов масел. Так, например, из фиалок, лотоса, нарциссов, карликовой пальмы и др. www. KM.ru Так же в период аббасидской династии идет прогресс в усовершенствовании труда. Так, например, развиваются водяные мельницы и плавучие мельницы, которые освобождают жителей от надоедливой повинности помола зерна на ручных мельницах.

Самая большая мельница Багдада это мельница Патрикия имела сто жерноставов и, как говорят, ежегодно давала сто миллионов дирхемов дохода. Адам Мец, стр.423-424 О лесопильнях нигде не упоминается. Адам Мец, стр. 424 Так же Восток того времени славится по всему миру изготовлением своих на удивление точных весов.

Производство продуктов питания

Византия уступила мусульманам Сирию, Палестину, Египет. Дворцы украшались замечательной резьбой по дереву и штукатурке. Стили ... Фатимидские халифы устраивали торжественные выезды, во время которых в... Политический строй и культура в мире ислама менялись от эпохи к эпохе. Мусульмане справляли также все праздники христианского церковного года...

Заключение

Заключение. И так данная курсовая была посвящена повседневной жизни арабов эпохи аббасидов.

В этой работе мы рассмотрели жизнь араба мусульманского народа их быт, занятия, праздники, торговлю и условия жизни. Данная тема курсовой работы дает понять, как нелегки были условия выживания этого загадочного народа в ту далекую эпоху. За несколько сот лет правления данного халифата аббасидский народ продолжал развиваться и наращивать опыт своей деятельности. За годы правления Аббасидов улучшается торговля, развивается ремесло, пищевая продукция и многое другое, включая и медицину.

Рассмотрев источники и монографии можно узнать об этих людях много интересного. И культура поведения, отношения между мужчиной и женщиной мужем и женой, рабом и хозяином и много другое дает о себе задумываться, как такой народ, которого европейцы считали дикарями смог развить свою потрясающую религию, искусства и образ жизни которому до сих пор удивляются люди всего мира. Их религии потрясающе сходна с христианством и в одночасье так далека от нее своей культурой. Весь народ потрясающе справлялся в невыносимыми условиями для существования, они умело приспосабливали природу под себя облегчая там самым условия своего нелегкого труда.

И может быть поэтому их история дошла до наших дней

Библиография

Библиография . 1. Адам Мец Мусульманский ренессанс. Пер. с нем предисл библиогр. Указатель Бертельса Д.Е. М Издательство ВиМ, 1996 544с. 2. ал-Мас уди Золотые копи и россыпи самоцветов. История Аббасидской династии 749-947гг. М.Наталис, 2002г. 800с.ил. серия восточной коллекции, глав.ред. Вяткин А.Р. 3. История средних веков.

Учеб. для стр. кл. 27-е изд. Агибалова Е.В. Донской Г.М. М. Просвещение, 1991г. 319с.ил карт. ISBN. 4. www. KM.ru 5. mega. KM.ru 6. scit.boom.ru 7. www. IslamCity.com.