Нищелюбие Владимира Святого

Нищелюбие Владимира Святого. Первый этап социальной помощи незащищенных слов населения несет в себе языческие и христианские тенденции. Формируется княжье право в отношении защиты людей, не связанных с семейно родовыми отношениями вдов, сирот, прошеников и прочих людей церкви. Но у князя Владимира есть особые, личные права на святость, которые подчеркиваются и в летописи, и у Нестора, и в похвальных словах это его милостыня. Все русские книжники, говоря о Владимире даже мимоходом, не преминут рассказать о том, как нищие приходяще на двор его во вся дни и прнимаху, кто чего требоваша а недужным, не могущим ходить, повеле слугам, да в дом приносят им. Предание помнило языческую жизнь Владимира но аще бо в невежестве етера какие-нибудь согрешениа быша, после рассыпашася покаянием и милостынями. 1 Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко уставом 966 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. 2 Владимир также строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела. Основывал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России.

Поначалу это благое дело не встретило поддержки у населения, особенно у знати.

По словам одного литописца, жены из богатых семейств, у которых забирали детей на ученье, оплакивали их, как мертвых, считая письменность чародейством. 3 Владимир устраивал пиршества на княжеском дворе не только для бояр и знати, но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворять их нужды, он хотел делиться своими утехами со всем народом и с старым и малым он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и, даже, заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и пить. Н.И.Костомаров.

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М 1993. С.8 Этим подчеркивалось милосердие всего христианства, в том числе самого великого князя, принявшего его. 4 Князь также велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи, а немощным и больным, развозить припасы по их дворам Ю.В.Козлов.

От Рюрика до императора Николая-II.Саранск, 1992. С.49. Нестор объясняет такое человеколюбие Владимира действием христианского ученья. 5 Князь стал распространять свое благорасположение даже на преступников и убийц, заменяя им казнь штрафом Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала согласился было на увещание Корсунских духовных, находившихся около него в Киеве, но потом, с совета бояр и городских старцев, установил наказывать преступников только денежною пенею Н.И.Костомаров.

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М 1993. С.7 Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими.

В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был тем не менее первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов. Со временем изменяются социальные отношения и многие люди постепенно начинают отходить от родовых связей.

Старая система социальной защиты разрушается и повышается роль князя. В Русской Правде Ярославичей под защиты берутся изгои. Так, статья 1 гласит Аже убиеть муж мужа, то мьстити брату брат, либо отцю, ли сыну, либо братучадо, либо братнюю сынови аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь мужь или тиуна княжна аще ли будеть русин, или гридь, либо купець, либо тивун бояреск, либо мечник, либо изгои, ли словенин, то 40 гривен положити за нь. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Под редакцией Ю.П. Титова и О.И.Чистякова.

М 1990. С.12.