Нищелюбие Владимира Мономаха

Нищелюбие Владимира Мономаха. Существуют две точки зрения, почему князья занимались благотворительностью. Одна из них заключается в том, что князья делали это по собственному желанию из-за своего характера.

Сущность же другой в том, что вся помощь нуждающимся делалась для поддержки личного авторитета власти князя и для ослабления социальной напряженности. Так, о жизни князя Владимира Мономаха сложилось понятии как об образцовом князе. Для многих людей Владимир был образцом благочестия, он свято исполнял обязанности, требуемые церковью. Мономах всячески заботился о бедных. Закон Мономаха дозволял закупу жаловаться на хозяина князю или судьям.

Женино имение оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли удалить е. Замужняя женщина пользовалась одинаковыми юридическими правами с мужчиной. Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях е главнейших деятелей. М 1993. С.46-47 В Поучении к детям Владимира Мономаха великий князь с 1113 по 1125 г. мы видим следующий вариант христианской морали Научись, верующий человек, быть делателем благочестия, научись, по евангельскому слову, иметь очам управление, языку воздержанность, уму смирение, телу порабощение, гневу погибель, хранить мысль чистою, побуждая себя на добрые дела ради Господа.

Будучи лишаем не мсти, ненавидим люби, гоним - терпи, хулим - моли, умертви грех. Избавьте обидимого, дайте суд сироте Златоструй Древняя Русь Х-XIII вв. Сборник. Перевод Кузьмина. М 1990. С.165 . По его мнению, не пост, не уединение, не монашество приносят спасение людям, а именно благодеяния.

Мономах - сторонник безусловного соблюдения принципа не убий примечательно, что Мономах советовал учить иностранные языки, хорошо принимать иностранцев, чтобы они прославляли гостеприимных хозяев у себя. Призыв Мономаха Укройся от зла и делай добро, и будешь жить вечно - противопоставлен строгому аскетизму. Мораль Мономаха приземлена, направлена на решение земных дел, тогда как аскетическая мораль требовала ухода из жизни, смотрела на земную жизнь как на подготовку к жизни вечной. Видно, что князья в то время не были окружены царственным величием и были доступны для всех. В Поучении Владимир завещает детям посещать больных, отдавать последний долг мертвым, любить своих жен, почитать старших как своих отцов и не гордиться своим званием.