рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Правовое положение населения

Работа сделанна в 2005 году

Правовое положение населения - Контрольная Работа, раздел История, - 2005 год - правовое положение различных категорий населения в киевской руси Правовое Положение Населения. Все Феодальные Общества Были Строго Стратифицир...

Правовое положение населения. Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности которых четко определены законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых.

Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь - самое ценное - проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян. Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке. Не сложившись в глобальную систему производства, рабство Руси получило распространение как общественный уклад.

Источником рабства был прежде всего плен, рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления поток и разграбление, зависимый закуп обращался в раба в случае бегства от хозяина и кражи, в рабство обращался злостный банкрот ст. ст. 56, 64, 55 Пространной Правды. Статья 110 Пространной Правды устанавливает еще три случая холопства женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за наготу.

В первом тысячелетии н.э. рабство у славян, по сообщениям римские авторов, носило патриархальный характер, пленных рабов отпускали за выкуп или включали в состав племени Самые жесткие формы присущи рабству на ранних этапах государственности, в IХ-Х вв. рабы у славян являются предметом продажи и обогащения. В договорах с Византией Х в. фигурирует специальная челядинная цена. В XI в. в русском праве уже действует принцип, согласно которому раб не может быть субъектом правоотношений, вступать в договоры.

Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5-6 гривен как за уничтожение вещи. Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности - за подобные случаи назначалось церковное покаяние.

В русской Правде отразились процессы, аналогичные римскому праву, где раб наделялся особым имуществом пекулием, с правом распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина. В Уставе о холопах ст. ст. 117, 119 Пространной Правды говорится о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию.

Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью. Вассальные и земельные отношения феодалов, их связь с великим князем регулировались, скорее всего, специальными договорами. В Русской Правде раскрыты лишь некоторые аспекты правового статуса этого сословия.

Она устанавливает двойную виру штраф за убийство в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений. В феодальной прослойке ранее, всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилия над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы - от 1 до 5 гривен золота, за остальных - до 5 гривен серебра.

Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налог9в в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд. В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодальнозависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством.

Но основная полемика ведется по линии свободные зависимые рабы. Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды. Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство рабов, в одном прочтении гласит Ав смерде и в холопе 5 гривен Академический список. В Археографическом списке читаем А в смердьи в холопе 5 гривен. В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф.

Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно. Статья 90 Пространной Правды гласит Если смерд умрет, то наследство князю если будут дочери у него, то дать им приданое Некоторые исследователи трактуют ее атом смысле, что после смерти смерда его имущество переходило целиком к князю и он человек мертвой руки, то есть не способный передавать наследство. Но дальнейшие статьи разъясняют ситуацию - речь идет лишь о тех смердах, которые умерли, не имея сыновей, а отстранение женщин от наследства свойственно на определенном этапе всем народам Европы.

Однако трудности определения статуса смерда на этом не кончаются. Смерд по другим источникам выступает как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня закон устанавливает штраф 2 гривны. За муку смерда устанавливается штраф в 3 гривны. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы продажу, характерные для свободных граждан. Русская Правда всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе дружинник, холоп и т.д В массе статей о свободных людях, именно свободные и подразумеваются, о смердах речь заходит лишь там, где их статус необходимо специально выделить.

Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. Городское население делилось на ряд социальных групп боярство, духовенство, купечество, низы ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях.

В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако, следует помнить, что она не была однородной наряду со свободными были и зависимые крепостные смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям землю только сыновьям.

При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником. В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения.

По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества нормы о повышенной двойной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя ст. 1 ПП и нормы об особом порядке наследования недвижимости земли для представителей этого слоя ст.91 ПП. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.

В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением. В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества и т.д. В науке вопрос о его проворам положении, в должной мере не решен из-за недостатка источников. Трудно определить, в какой степени население русских городов пользовалось городскими вольностями, аналогичными европейским, способствующим и в дальнейшем развитию капитализма в городах. По подсчетам М.Н. Тихомирова, на Руси в домонгольский период существовало до 300 городов.

Городская жизнь была настолько развита, что это позволило В.0. Ключевскому выступить с теорией торгового капитализма в Древней Руси. МЛ. Тихомиров полагал, что на Руси воздух города делал человека свободным, и в городах скрывалось множество беглых холопов. Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество.

Оно рано начало объединяться в корпорации гильдии, называвшиеся сотнями. Обычно купеческое сто действовало при какой-либо церкви. Ивановское сто в Новгороде было одной из первых купеческих организаций в Европы. Древняя Русь развивалась в том же направлении, что и крупнейшие страны Европы. Она обладала огромным культурным потенциалом, высокоразвитой юридической сферой. Политическая раздробленность страны совпала с ордынским разорением, и это вызвало крайне тяжелые последствия, предопределило деформацию естественного хода политико-правового развития. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

правовое положение различных категорий населения в киевской руси

Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует. Русская Правда была кодексом… В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной… Основное содержание Русской Правды отражает интересы княжеского хозяйства управления.При сравнении отдельных ее частей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Правовое положение населения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождение и источники Русской Правды
Происхождение и источники Русской Правды. Древнерусское Киевское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для

Правовое положение привилегированного и феодально-зависимого населения
Правовое положение привилегированного и феодально-зависимого населения. Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и неполной собс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги