ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ. в. Педагогическая мысль средневековой Руси 14-15вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Важным свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси служит Домострой.

Автором одной из редакций этой книги был священник московского Благовещенского собора Сильвестр. Некоторые разделы Домостроя прямо посвящены воспитанию Наказание от отца к сыну, Како детей своих воспитати. Основными способами воспитания признавались суповая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические. Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания. Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федоров, Федор Ртищев, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев и др. Они не замыкались в узко национальных рамках.

Их интересовал школьно-педагогический опыт Византии и Западной Европы. Русские педагоги знали и использовали идеи Яна Амоса Коменского. Так Карион Истомин подготовил в 1693г. для цесаревича Петра Алексеевича учебное пособие, где сознательно реализовал установки Я.А.Коменского о материнской школе. Воспитание русского человека происходило прежде всего в семье и при общении с наставниками.

Общий уровень образованности в Московском государстве 15-16вв. оставался весьма низким. В Новгородской иепархии одном из главных центров просвещения на Руси почти половина священнослужителей была неграмотна. А ведь духовное сословие являлось образованной частью общества. Собирание земель вокруг Москвы и становление Московского государства повлияли на принципы, направления результаты воспитания и образования. В 15 в. возникла теория третьего Рима согласно которой, Москва объявлялась наследницей Западной и Восточной Римских империй.

Однако намерения продолжить традиции античной и византийской образованности не было. Высказывалось отрицательное отношение к западноевропейской образованности, которую рассматривали как угрозу православию. Идеологически обосновывалась культурная самоизоляция Московского государства. Предложения отклонялись из-за опасения, что католицизм путем педагогической экспансии втянет Московское государство в орбиту своего влияния.

Между тем в 16в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. Росла нужда в европейски образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка. Ведь латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. Объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования, однако возрастала. Задача усложнялась из-за почти полного отсутствия отечественных учебников, так к концу 16в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике, которые давали возможность делать сравнение этих двух языков.

Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве в конце 16в при лютеранской церкви немецкой слободы. Во второй половине 17в. определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению1 латинофильский Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев , 2 византийско-русский Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, 3 славяно-греко-латинский Иоанникий и Софроний, 4 старообрядческо-начетнический протопоп Аввакум.

Эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники получили названия западников и славянофилов. Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность. Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце 16в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649г. при Чудовом монастыре в Москве.

Школа просуществовала не менее 5 лет. Первая государственная школа повышенного образования Типографское училище - была основана в 1681г. в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича. В 1684г. в ней насчитывался 191 ученик, из которых 28 занимались греческим языком. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией. При определении содержания повышенного образования развернулась острая полемика между сторонниками греческого и латинского вариантов.

Компромиссом этим двум подходам оказалась деятельность греческих монахов, братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, которые преподавали греческий, латинский и итальянский языки. Московская академия была организована по образцу Киевской. Обучение начиналось с подготовительного класса-славяно-российской школы, где учили азбуке, Часословию, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в школу греческого книжного учения, затем приступали к изучению грамматики.

Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом и на латинском языках. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию, учебный материал трактовался с позиций православия. Большое внимание уделялось проведению диспутов, заменявших в старших классах экзамены. К преподаванию в академии допускались только русские учителя или православные греки. Деятельность братьев в Академии длилась семь лет. Они подготовили учеников, продолживших их дело Ф.Ф.Поликарпова, Н.Головина, П.Рогова.

Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу 18в. она стала постепенно превращаться в духовную семинарию. Учился в ней и М.В.Ломоносов. В результате интриг против латино-греческого образования Лихуды были отправлены в отставку, а в 1698г. заточены в Новоспасский монастырь. Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, а сделалась инструментом искоренения инакомыслия.

В целом на рубеже 17-18вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений.