Социальная инженерия в индустриальном обществе

Социальная инженерия в индустриальном обществе. показаны духовные предпосылки социальной инженерии - регулирующего действия государств и корпораций в сфере социальных отношений. Во время войн, революций и социально-экономических кризисов, которые потрясли капиталистический мир в первой трети ХХ столетия, обострилась нужда правительств в новых методиках управления гражданами.

Рост численности населения, его социальная дифференциация, повышение роли образования и культуры, конкуренция с другими державами стимулировали развитие социальной инженерии и в мирное время. Социологи, психологи разрабатывали концепции, которые были положены в основу социальной инженерии, наложили отпечаток на детскую литературу времени. Это, в первую очередь, относится к бихевиоризму в его западном и советском вариантах, теории человеческих отношений Э. Мэйо, мира социального поведения Т. Парсонса, педагогические теории Д. Дьюи и А.С. Макаренко, идея новой культурной установки А. К. Гастева, общепсихологическая теория целостной установки субъекта Д.Н.Узнадзе, проблеме знаковой детерминации познавательной активности личности Л.С. Выготского.

Научные достижения предоставили правящему классу возможность планировать действие миллионов людей на десятки лет вперед в нужном направлении. Социальная инженерия предусматривала формирование человеческих потребностей, интересов и ценностей.

Большое влияние на служащих госаппарата оказала рефлексология бихевиоризм В.М. Бехтерева. Номенклатура воспринимала идеологическую обработку населения как панацею, которая будет способствовать решению политических и хозяйственных задач. Ее субъективным, грубо-коммунистическим представлениям о развитии все более усложняющегося мира соответствовала концепция заражения. В третьем разделе О характере советского общества 30-50-х годов ХХ века содержится критика категорий сталинизм и тоталитаризм, анализируется государственный и общественный строй СССР, которые породили тип детской литературы.

Автор предлагает свое определение идеологии сталинизма как мелкобуржуазного коммунизма индустриального времени, а советское общество рассматривает как один из вариантов капиталистического, в котором политарное государство в лице номенклатуры, выполняя функцию капиталиста, эксплуатировало граждан. Необходимость сохранения главного производственного отношения капитализма - получение прибавочной стоимости путем эксплуатации наемного труда См. Маркс К. Капитал.

Любое издание вынуждало номенклатуру, как и всех иных владельцев капитала, поддерживать консервативные формы идеологии. Идеалы равенства, справедливости, коллективизма, провозглашение построения социализма, понятия скромность и патриотизм в их интерпретации чиновниками способствовали затягиванию поясов, некритическому восприятию государственной идеологии, формированию упрощенных потребностей, сосредоточению бюджетных средств для решения макроэкономических, оборонных задач.

Обществоведы, изучавшие новейшую историю СССР, заявляли о приверженности теории формаций, но не следовали ей на практике не исследовали сущность производственных отношений - системообразующего элемента, отправной точки для анализа всей общественной системы См. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие Они не могли констатировать изъятие прибавочной стоимости государством, тесно переплетенное с докапиталистическими отношениями - рабством в форме ГУЛАГа и вторичным закрепощением крестьянства.

С 1952 года обществоведы распространяли сталинскую демагогию о необходимости откинуть при анализе советской экономики понятий необходимый и прибавочный труд. Рассмотрение истории понятия тоталитаризм См. Фатеев А.В. Сталинизм и тоталитаризм www.referat.ru . приводит к выводу, что это искусственное, рожденное идеологами либерализма на основе цивилизационного подхода понятие обозначает образ врага. Критерии понятия не выдержали проверку временем.

Понятие не может быть использовано для анализа общественных явлений в СССР, неприменимо к предмету монографии. В четвертом разделе