рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха

Работа сделанна в 2005 году

Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха - Реферат, раздел История, - 2005 год - Наука и культура на Руси Важнейшие Памятники Педагогической Литературы. Поучение Владимира Мономаха. В...

Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха. В упомянутых выше сборниках поучений нередко встречаются статьи о воспитании детей. Так, в Изборнике Святослава помещено наставление к детям одного греческого придворного и его жены. Широко использовались в этих сборниках рассказы из библии преимущественно из Ветхого завета, а также отрывки из произведений византийского христианского писателя и проповедника Иоанна Златоуста.

Педагогическая литература того времени имела религиозно-нравственный характер, причем в ней сочетались христианские советы о любви к детям с ветхозаветными требованиями крайне суровой дисциплины и телесных наказаний.

Эта переводная литература требовала от детей любви к богу. страха божьего, строгого выполнения религиозных обрядов, почитания духовенства и властей. В значительной степени от этой религиозно-нравственной переводной с греческого педагогической литературы отличается первое оригинальное русское, имеющее светский характер педагогическое сочинение Поучение Владимира Мономаха детям, равного которому по воспитанию моральных качеств и хозяйственности и по уважению к культуре в те времена не было в педагогической литературе Западной Европы.

Владимир Мономах, умный государственный деятель, правильно учитывающий интересы страны, дает советы своим детям, как им жить. Поучение пронизано патриотическими мыслями. Мономах отстаивает единство всей страны, призывает своих детей защищать родину, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывает на необходимость воспитывать в детях мужество и отвагу, они не должны бояться смерти за правое дело. Мономах призывает своих детей угождать богу не отшельничеством, не монашеством, а добрыми, правильными, пусть малыми, делами.

В Поучении рекомендуется помогать сиротам, вдовам, не давать сильным погубить человека. Мономах требует почтительного отношения к старшим, вежливого отношения к равным. Владимир Мономах советует детям учиться, причем под учением он понимает не только чтение религиозно-нравственных книг, как понимала учение вся религиозно-нравственная педагогическая литература того времени, но и вполне светские знания он, например, указывает в назидание детям, что его отец Всеволод знал пять иностранных языков из других источников известно, что он знал греческий, латинский, немецкий, венгерский и польский языки.

В этом древнем поучении поражает ясность мысли и красота стиля, четкость изложения и широта поставленных вопросов. Князь, государственный деятель, хочет видеть в своих детях также образованных государственных деятелей, отстаивающих интересы всей земли русской. В противоположность церковным житиям средневековья и отвлеченным поучениям того времени, произведение Мономаха давало жизненный идеал князя-политика, государственного мужа, культурного человека и заботливого хозяина, отвечало на непосредственные запросы русской жизни.

Школа и домашнее обучение в Киевском государстве. Первое упоминание об организации обучения детей помечено в летописи 988 годом, т. е. годом крещения Руси князь Владимир послав нача поимати у нарочитая чади дети и даяти нача на учение книжное, т. е. стал брать у знатных людей детей и отдавать их в учение книжное. Под 1028 г. летопись указывает, что сын Владимира Ярослав в Новгороде собра от старост и поповых детей 300 учити книгам, т. е. собрал 300 детей знатных людей и священников для обучения чтению.

И в том и в другом случае речь идет, очевидно, о школах. 300 детей в Новгороде одновременно обучать грамоте в индивидуальном порядке в то время было невозможно кроме того, летопись ясно говорит, Ярослав собрал. 300 детей для обучения. Академик Б. Д. Греков считал, что школа, организованная князем Владимиром была даже не начальной школой, дававшей лишь уменье читать, писать, считать и петь и сведения по закону божьему, но школой повышенной, дававшей систематическое, серьезное образование.

Есть сведения, что в конце XI в. сестра Владимира Мономаха, княжна Анна Всеволодовна организовала в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу с большим числом учениц. Были школы на Волыни, в Галицком, Полоцком и других княжествах, в крупных городах и при некоторых монастырях.

Князья открывали школы не для широких народных масс, а во-первых, для подготовки духовенства князья при этом стремились, как уже сказано, сделать Русь возможно более независимой от Византии в церковном отношении и поэтому проявляли совместно с церковью заботу о подготовке духовенства из русских людей и, во-вторых, для подготовки образованных государственных деятелей, могущих поддерживать общение с Византией и другими крупными странами.

Церковь, открывая школы, ставила главной задачей этих школ подготовку необходимого ей духовенства. Школы, однако, не имели замкнутого характера в них могли учиться и мальчики других сословий дети более или менее зажиточных людей. Наряду со школами существовало индивидуальное обучение, для чего дети посылались к одному из учителей, сделавших обучение детей источником своего заработка, или же овладевали грамотой и в некоторых семьях например, князей, знатных дружинников и другими знаниями в порядке домашнего обучения.

Детей начинали учить с 7-летнего возраста. Прямых указаний, чему и как учили в то время в школах и в порядке индивидуального, домашнего обучения, в дошедших до нас источниках нет, но по некоторым косвенным данным можно судить, что детей обучали чтению, письму и церковному пению. Так, в древнерусской былине о буйном молодце Василии Буслаеве говорится, что мать Дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла, посадила его пером писать письмо Василию в наук пошло отдала она петью его учить петье Василию в наук пошло.

В некоторых же школах крупных городов, а также при княжеских дворах и епископских кафедрах небольшому кругу лиц давалось повышенное образование, стоявшее на уровне схоластической науки того времени изучались иностранные языки. Об этом, как увидим далее при характеристике уровня культуры Киевского государства, свидетельствует существование в этом государстве ряда высокообразованных князей и представителей высшего духовенства, знавших греческий и латинский языки и изучивших как, например, изучил у единого от учитель в Курске Феодосии Печерекий грамматику на основе, вероятно, осмичастного учения о 8 частях речи, составленного греческим писателем Иоанном Дамаскиным.

Происходивший в середине XVI в. Стоглавый собор отметил в своих постановлениях, что в старину в разных городах многия училища бывали, грамоте, и писати, и пети и чести т. е. считать учили. В Киевской Руси появились свои философы Илларион, свои писатели и историки летописец Нестор и др Выработался простой и яркий стиль изложения, окреп русский язык. Древнейший русский язык в Русской правде приобрел богатство изобразительных средств.

Это был ясный и четкий язык, выработавший твердый грамматический строй. Язык подлинных болгарских книг или переводов, насыщенных болгаризмами, находил, конечно, известное отражение в русском языке, но не изменял его русской сущности. Появились признанные поэты, например, при Ярославе Боян, которого называет неизвестный нам автор Слова о полку Игореве.

Гениальным художником слова был и сам автор этого блестящего произведения XII в разительного по силе патриотического чувства. Язык этого величайшего русского произведения древности своими корнями уходит в устную народную поэзию, откуда автор черпает свои удивительные образы, сравнения, эпитеты. Многие русские князья любили книгу, некоторые из них обладали высоким образованием. Так, летопись отмечает, что Ярослав книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне. Он же организовал перевод многих книг с греческого на русский язык и основал первую библиотеку.

Святослав Ярославич Черниговский был образованнейшим человеком своего времени с его именем связан Изборник Святослава сборник произведений философского, исторического и религиозного содержания. Отец Владимира Мономаха Всеволод Ярославич знал, как сказано выше, пять языков не считая родного. Дочь Ярослава Анна, вышедшая замуж за французского короля, читала и писала как на русском, так и на латинском языках, тогда как ее муж был неграмотен.

Высокообразованным человеком был и сын Всеволода Владимир Мономах. Можно указать еще много князей Романа Смоленского, княжну Евфросинию Полоцкую и др многих деятелей церкви первого митрополита из русских Иллариона, Кирилла Туровского, игумена Даниила, основателя Киево-Печер-ской Лавры Феодосия и др которых следует назвать высокообразованными людьми своего времени. Грамотные люди были не только среди социальной верхушки, но и среди зажиточных горожан купцов и ремесленников.

В монастырях и при крупных соборах в Киеве и в Новгороде появились библиотеки духовные лица и отдельные книжники занимались перепиской книг, что считалось важным и богоугодным делом. В монастырях велись летописи, записи исторических событий, пронизанные глубоким патриотическим чувством. Древняя Русь отличалась своим глубоким почтением к книге. В летописях книги сравниваются с реками, напояющими вселенную. В распространенном сборнике Пчела значение книг для образования определяется так Ум без книг, аки птица опешена, якожь она взлетети не может, также и ум не домыслится совершенна разума без книг. Свет дневной слово книжное.

В ряде источников указывается, как человек, овладевший грамотой, должен читать книги. В Изборнике Святослава есть специальная глава о книжном почитании. Каждый приступающий к чтению должен сосредоточиться. Когда читаешь книги, то не спеши к другой главе, а трижды повторяй прочитанное. Книгу надо почитать, содержанием ее надо руководиться в жизни, ибо как для коня правитель и воздержание есть узда, так и для праведника книга как не составится корабль без гвоздей, так и праведник без почитания книжного как пленник думает о своих родителях, так праведник о почитании книжном красота воину оружие, а кораблю паруса, так и праведнику почитание книжное.

Любовь к книгам следует внушать с раннего детства, измлада, ибо чтение двигает на добрые дела. Сравним этот высокий уровень культуры Киевского государства с современным ему состоянием культуры и просвещения в Западной Европе.

Западноевропейские герцоги и императоры не заботились о насаждении школы, о развитии просвещения. Император Конрад II начало XI в. был неграмотным. Грамотные среди рыцарей встречались редко. Католическая церковь препятствовала распространению грамотности среди народа. Она боялась, что чтение даже религиозных книг может развить свободомыслие, рост числа еретиков. В средневековой Европе книга для людей, не принадлежавших к духовенству, стала запретной вещью.

Уровень образования и культуры Киевской Руси был выше уровня крупнейших государств Европы. Русь в то время в героической борьбе остановила степняков-печенегов и половцев и защитила от них Западную Европу В докиевской и в Киевской Руси великорус, украинец и белорус ясно видят корни, откуда пошел их народ с присущим всем трем ветвям Руси благородными свойствами умом, самоотверженностью, широким размахом натуры. Только такой народ мог освоить неизмеримые пространства, на двух материках и в постоянных встречах с народами нерусскими находить с ними общий дружественный язык. Блестящая и глубокая культура Киевской Руси есть итог многовековой жизни великого и творческого рода, писал акад. Б. Д. Греков. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука и культура на Руси

Печать времени лежит и на воспитании детей. Оно осуществлялось в разные периоды истории по-разному в нем в те или иные… В широкое понятие среда входили такие более конкретные реалии, как культура, мир народного искусства, особенно устного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Появление письменности и принятие христианства на Руси
Появление письменности и принятие христианства на Руси. Письменность у славян появилась еще до принятия христианства. Ряд исторических свидетельств говорит о том, что уже в VIII в. восточные

Культура и образование на Руси в XIII XVIII вв
Культура и образование на Руси в XIII XVIII вв. Развитие культуры и образования, так высоко стоявшим в Киевском государстве, в XIII XV вв. в ряде княжеств Руси несколько затормозилось, вследствие п

Развитие науки в России
Развитие науки в России. В России начало научной работе было положено правительством Петра I, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву

Российская наука и образование на современном этапе
Российская наука и образование на современном этапе. Что такое наука В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги