ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСТРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Институт (название института) Кафедра (название кафедры) РЕФЕРАТ по дисциплине ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ вариант (тема) ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСТРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ РОССИИ Выполнила студентка заочной формы обучения специальности специализации курса группы № студенческого билета (зачетной книжки) (подпись) (инициалы, фамилия) Проверил преподаватель (ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия) Москва – 200_ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… 1. ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ… 2. ВЫБОР ВЕРЫ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ… 3. ПОХОД ВЛАДИМИРА НА КОРСУНЬ… 4. КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА… 5. КРЕЩЕНИЕ РУСИ… 6. БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ НА РУССКИЙ НАРОД…. ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 14 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ… 16 ВВЕДЕНИЕ С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр перестало отвечать новым условиям общественной жизни.

Предпринятые киевским князем Владимиром I (980—1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными.

Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Руси — Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия — Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства. Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава.

В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом выборе не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Оно идеологически закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточной -Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название — православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной. 1. ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ Жизнь кн. Владимира делится на два периода - до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Но он быстро духовно зрел. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества.

Родился кн. Владимир в 963 году. Отцом его был кн. Святослав Игоревич - внук Рюрика. Древнеславянское язычество сложилось задолго до возникновения Киевского государства. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Будучи земледельцами, славяне обожествляли землю, солнце, реки, небо, ветер, деревья, птиц. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов.

У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство. Позднее возникли культы бога неба и верховного властителя мира Сварога, его сына Дажьбога - бога Солнца, священного солнечного коня Хорса, бога ветра Стрибога, бога грома и молнии Перуна. Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племён они во многом различались.

Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Сплочение языческих культов диктовалось и необходимостью противостоять растущему влиянию христианства в славянской среде. Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши.

Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно, и в других городах. Укрепить язычество пантеоном главных богов, однако, не удалось. Славянские языческие представления отнюдь не были похожи на греческие. Верховный бог не воспринимался как повелитель и царь богов, как это было у греков с Зевсом. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец - Сварога, купец - Велеса. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своём виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет.

По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии - единобожию. 2.

ВЫБОР ВЕРЫ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

Прибыли киевские послы в Камскую Болгарию. Камень - живительно пластичный материал в умелых руках. София Констант... Благоухание фимиама и торжественные ли¬ки икон и лица людей, принесших... «И не знали - на небе мы или на земле мы: ибо нет на земле такого зрел... 3.

ПОХОД ВЛАДИМИРА НА КОРСУНЬ

князь Владимир с дружиной подошел к греческо¬му городу Корсунь, распол... до н. Русский князь приказал соорудить огромную насыпь, ве¬дущую к стене. Работа пошла полным ходом. Рано утром они вышли к сооружаемой так старательно насыпи и удивились:...

КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА

Междоусобица подточила си¬лы могучей державы. А тут еще угроза киевско... Василия, вероятно, по совету своей новой жены, в честь ее брата, импер... Ревность к храмостроительству была такая сильная, что иногда небольшие... Сам он, читая книги «день и ночь» и собирая вокруг себя «писцов многих... В монастырях на книжное дело смотрели как на Божие дело.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Крещение Руси и государство Русь / Новый мир 1998 N6 С.257. М.: Экопрос, 1994 г. П. Становление династии. с.108-112 8.