Понятие Западничества

Понятие Западничества. Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Оно было представлено обеими столицами - Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформился в спорах со славянофилами в 1841-1842 гг в Петербурге же находились немногие представители западничества, и какого-либо сложившегося кружка его единомышленников не существовало.

Современники трактовали западничество очень широко, относя к ним вообще всех, кто противостоял в идейных спорах славянофилам. В западники наряду с лицами, придерживавшимися весьма умеренных взглядов, такими, как П. А. Анненков, В. П. Боткин, Н. X. Кетчер, В. Ф. Корш, зачислялись также и те, кто придерживался радикальных воззрений В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Впрочем, Белинский и Герцен в своих спорах со славянофилами сами называли себя западниками. Приведем краткое описание западничества статья энциклопедии ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 - 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя.

Главные представители П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах Отечественные записки , Современник , Русский вестник. Крайне левое крыло западников - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев до кон. 1840-х гг После крестьянской реформы 1861 западники сблизились со славянофилами на почве либерализма.

Взгляды западников особенно их конституционные проекты получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп кон. 19 - нач. 20 вв. Представители западников К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции.

Западниками были известные профессора Московского университета историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, правоведы М. Н. Катков и К. Д. Кавелин, филолог Ф. И. Буслаев, а также видные писатели - И. И. Панаев, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, позднее - Н. А. Некрасов.

Константин Дмитриевич Кавелин 1818-1885 - один из основателей совместно с С. М. Соловьевым и Б. Н. Чичериным так называемой государственнической школы в истолковании истории России. Согласно его представлениям, основу и движущую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и постепенное изменение общественных форм - от родовых отношений к семейным, которые, в свою очередь, уступили высшей форме общественных отношений - государству. Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации. В этом смысле реформы Петра I двинули Россию по пути европейского развития в сторону свободы и управления с помощью современных актов и законов. Оправдание эпохи петровских реформ - в ее целях, поскольку средства дала, навязала ей сама старая Русь. В отличие от славянофилов Кавелин считал, что наряду с общинным индивидуальное начало все-таки присутствовало и до Петра и привело к постепенному созданию у нас общественности и юридической гражданственности, хотя и в неразвитой форме умственной, нравственной и гражданской культуры. С более радикальных философско-исторических позиций критиковал славянофилов Тимофей Николаевич Грановский 1813-1855 , для которого историческое развитие всегда сопровождается борьбой разнородных сил и каждую эпоху отделяет от другой резкое различие, в том числе войны и революции например, завоевания древних германцев, Французская революция XVIII в Историческое развитие бесконечно, поскольку вечно новы противоположности и никогда они не возвращаются к прежним пунктам, из борьбы их исходят вечно новые результаты. Об интересе знаменитого профессора всеобщей истории в Московском университете к отечественной истории свидетельствует его публичная полемика с литературными распространителями доктрины официальной народности Погодиным, Шевыревым и славянофилами, а также его критика некоторых упрощенных западнических воззрений на прошлое России.

Так, в речи Грановского перед студентами 1845 г. в связи с началом курса по истории средневековья содержится прямое указание на основных идейных оппонентов И вам, и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое служение России - России, идущей вперед и с равным презрением внимающей клеветам иноземцев, которые видят в нас только легкомысленных подражателей западным формам, без всякого собственного содержания, и старческим жалобам людей, без всякого собственного содержания, которые любят не живую Русь, а ветхий призрак.