Империя как европейская идея

Империя как европейская идея. Почему империя - это европейская идея? Дело в том, что сама Европа возникает, как некая случайная мутация, как маленький островок в огромном азиатском море. Антропологи, кстати, утверждают, что белый цвет - это тоже мутация, а не исходный окрас человеческой кожи. Праматерь человечества найдена в Африке.

Но все эти вопросы - антропогенетикам. Я беру здесь некую данность, которая есть основа моих дальнейших рассуждений. Каждое европейское открытие не что иное, как переформулированное, заново осмысленное уже бывшее в сокровищнице азиатской мудрости. Начиная с естественнонаучных и технических открытий возьмем наугад общеизвестное - порох, компас, календарь, чтение звездного неба и кончая весьма серьезными религиозно-философскими понятиями-образами потоп, античный политеизм, культурный герой, спаситель рода человеческого, все это имеет прасуществование в азиатских культурах.

Так и империя есть не что иное, как мутация восточной деспотии. Европа имеет много идей. Идея империи - одна из них, и не самая плохая. Там, где деспотии сбивали народы в единое стадо, пытаясь преодолеть их первобытную жестокость жестокостью деспотической, империи пытались ввести молодые и дикие еще народы в правовое поле, приучали к неким цивилизованным нормам поведения.

Попробуем сформулировать империя - это политико-общественное структурное образование, предназначенное историей для введения в подзаконное и цивилизационное пространство разноплеменных и разноконфессиональных народов. Необходимо было подняться до христианского взгляда на мир, по которому нет ни эллина, ни иудея, а есть просто люди перед Богом. Более мощного преодоления национализма история человечества не знает. Именно эту проблему и решал Петр, как полагал Вл. Соловьев Когда, забыв истинное христианство Святого Владимира, московское благочестие стало упорствовать в нелепых спорах об обрядовых мелочах и когда тысячи людей посылались на костры за излишнюю привязанность к типографским ошибкам в старых церковных книгах внезапно в этом хаосе варварства и бедствий подымается колоссальный и единственный в своем роде образ Петра Великого.

Отбросив слепой национализм Москвы, проникнутый просвещенным патриотизмом, видящим истинные потребности своего народа, он не останавливается ни перед чем, чтобы ввести, хотя бы насильственно, в Россию ту цивилизацию, которую она презирала, но которая была ей необходима Соловьев В.С. Русская идея Соловьев В.С. Сочинения в 2 тт. Т.2. М. Правда, 1989. С. 225 По Соловьеву, русская идея - самая христианская, более, чем у других народов, ибо заключается в идее национального самоотречения.

Пожалуй, в этом можно усомнится, если быть реалистами, но на тот момент, момент петровских преобразований, некая подобная идея действовала, ибо только с опорой на это свойство русских людей мог Петр строить свою наднациональную империю.

Так он возвращался в Европу, откуда Русь была отторгнута монгольским нашествием. Но почему для возвращения в Европу он нуждался в имперском строительстве? Как иначе могла Россия вернуться в Европу? Любопытно, что прошедший европейскую школу первый самозванец явился в Московскую Русь с имперской идеей Стремясь закрепить успех, Лжедмитрий принял императорский титул.

Отныне в официальных обращениях он именовал себя так Мы, непобедимейший монарх, Божьей милостью император и великий князь всея Руси, и многих земель государь, и царь самодержец, и прочая, и прочая, и прочая. Так мелкий галицкий дворянин Юрий Григорий Отрепьев, принявший имя Дмитрия, стал первым в русской истории императором Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. М. Весь мир, 1997. С. 408 Но для построения империи мало назваться императором. Имя здесь лишь пустой звук, необходимо внести в страну европейские структуры, поэтому только после двадцати лет войн и строительств Петр был назван императором, и этот титул закрепился за его потомками.

Более того, присвоить европеизм можно было только через идею империи как корневой идеи Европы. Россия здесь не стала исключением. Римская империя была чем-то большим, чем просто государственным образованием символом того, как надо жить неварвару. Это было пространство, необходимое для существования цивилизованного человека, поэтому так ласкало имя Рим слух русских европейских поэтов, или, по слову Мандельштама, Не город Рим живет среди веков, А место человека во вселенной! В результате петровских преобразований, которые позволяли включать новые территории, не приходя в резкое столкновение с местной знатью, Россия стала державой, вполне соперничавшей территориально и по количеству населявших ее народов с Древним Римом. По свидетельству историков, почти каждый следующий император расширял пространство Российской империи.