Значение революции

Значение революции. В судьбах русского XIX века неверие и истина просвещения навеяны, преподаны со стороны.

Следуя примеру старших, сладостно стало не верить старшие нашептали, что Бога не надобно, а надобна препарированная лягушка и критика просвещенного ума. С обстоятельствами подобной зависимости плохо, казалось бы, согласуется непреложное, на наш взгляд, признание, что уже в древней, допетровской Руси существовала своеобразная ценная культура.

Но нужно помнить, что явление русского просветительства-обличительства создалось в обстановке устранения, забвения преемства, взгляда на Европу как безраздельную законодательницу и госпожу. Именно в рамках этого отношения, в обстановке добровольно принятого на себя младенчества духа привитие в русскую духовную жизнь начал позитивизма-нигилизма-материализма выступает как подлинное совращение малых сил, растление старчеством юности, успех старцев, соблазнявших Сусанну.

В этом - субъективная сторона вопроса.

Объективная его сущность - в вовлечении России на пути европейского развития, в поставлении России в тот же исторический план, в котором двигалась Европа, в преподании ей в качестве исторической и жизненной правды положений, вытекших из предшествующего развития Европы Возрождение! расцвет науки! рационалистический деизм но не обусловленных развитием России.

Каково же в этой перспективе место произошедшей русской революции? В качестве попытки сознательного осуществления коммунизма, этого отпрыска европейских развитии, русская революция есть вершина, кульминационный пункт описанного вовлечения и преподания. В то же время в судьбах русской революции обнаруживается величайшая contradiction his-torique Историческое противоречие лат Ред. построенная в умысле как завершение европеизации революция, как осуществление фактическое, означает выпадение России из рамок европейского бытия.

Как умысел, русская революция есть осуществление прилагаемого к России европейского просветительства - обличительства. Как факт, она - не только крушение коммунизма, но устранение, уничтожение базы также других, помимо коммунизма, просветительско-обличительских направлений. Революция выражается и связывается с чрезвычайно существенным, многосторонним изменением объективной обстановки.

Изменение это охватывает равномерно идеологическое, хозяйственное и политическое бытие. 1. Примыкание русского интеллигентского сознания к западноевропейской культуре основывалось, между прочим, на созданном русскими подражательными усилиями тождестве или сходстве быта. Если в отношении жизненного уклада Москва и Петербург отличались чем-либо от Парижа и Лондона, то главным образом тем, чем провинция, хотя бы преуспевающая, может отличаться от столицы.

Ныне быт рухнул русские интеллигенты воистину поставлены вне быта они ведут загробное существование - безразлично, скитаясь по свету или оставаясь в России. И образы мира, невидимые взору, прикрытому пленкою быта, выступают, вещая о тайнах вечности и гроба, пред духовными их очами. Находятся ли они среди европейцев, находятся ли вдали от Европы может ли их психология оставаться привычною европейской? В обстановке заграничного рассеяния, местами и временами, среди окружающих населений, русские изгнанники - как выходцы с того света, как жители иных планет местами и временами, среди серой тоски обычного, страдальчески зажженные, они - как факелы, пылающие во тьме 2. В частности, в смысле экономическом, Россия ввержена в некие стихийные, неожиданные процессы.

Коммунистическая революция мыслилась как завершение капитализма как высшее напряжение промышленно-городского существования, как перемена правовой надстройки над базой сложившегося капитализма. В русской же практике коммунистическая революция оказалась разрушением не очень развитого, но сложившегося в европейском обличий русского капитализма, оказалась возвращением к состояниям, гораздо более первоначальным.

Что это значит? Сложившийся капитализм и тем более социализм, если он начнет осуществляться, суть формы поздние, имеющие немало шансов явиться зенитом, быть может, началом упадка, александрийством европейского мира. Но именуя себя социалистической , Россия в судьбах революции определеннее, чем буржуазные страны, отклонилась, ушла от социализма.

В гораздо большей степени, чем пятилетие перед тем, Россия стала деревенской. В порядке же процессов капиталистических оказалась в стадии первоначального накопления. Насколько мы можем представить себе социальные формы современного русского уклада, мы видим в нем, в перспективе исторических сближений, черты раннего капиталистического строя чего-то вроде капиталистического Sturm und Drang Periode Период штурма и натиска нем Ред. английского XVIII века, строя, только что складывающегося, с беззастенчивыми рыцарями наживы в качестве героев времени, с неограниченно долгою продолжительностью рабочего дня, низкими заработками рабочих.

И эти черты сочетаются с чертами чуть ли не раннего средневековья. Иной не подыщешь аналогии произошедшему в России превращению многого, что было городским, в деревенское, опрощению жизни, возросшему значения общины. Во всяком случае, до александрийства очень и очень далеко.

Если в смысле экономическом Россию дореволюционную можно сопоставлять с Европой, ныне она оказывается, в иной исторической плоскости. Возможно, что изменения эти, делая русский хозяйственный строй более первобытным и тем самым менее устойчивым в отношении чужестранных воздействий, скажутся, на долго, на коротко ли, неблагоприятным образом на экономической самостоятельности страны. Но возможно также, что смена поздних экономических форм строем более раннего склада выступит в определенный момент потенцией положительной можно думать, что смена эта - не только знак разрушения, но выявление дремавших энергий и в качестве такового - предварение всплеска русской предприимчивости и силы.