Реферат Курсовая Конспект
Общественный строй Древнего Рима в царский период - раздел История, Общественный строй, социальный состав населения и его правовой статус в Древнем Риме Общественный Строй Древнего Рима В Царский Период. Для Упрочения Своей Власти...
|
Общественный строй Древнего Рима в царский период. Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родо-вую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организа-ции, и найти социальную опору помимо родовой аристократии.
С этой целью цари укрепляли свое имущественное положение, расширяли свой земельный надел. Все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составляв-шими общенародную собственность (agerpubliens). Самолично, начиная с Ромула, раздавали они землю отдельным вои-нам, а не через посредство курий. Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа были названы трибами. Было 4 городских и 17 сельских триб, в кото-рых находились как гентильные, так и соседские общины, жили как патри-ции, так и плебеи.[6;78] Таким образом, Сервий Туллий перемещал римское население, как это сделал в Афинах Клисфен.
Этому же царю приписывается перераспределе-ние земель между богатыми и бедными. Цари принижали значение патрицианской знати также путем установ-ления общеримских культов и жреческих коллегий. Наряду с почитанием бо-гини огня Нумы в каждом родовом подразделении был воздвигнут общий храм на форуме. Нуме же относят учреждение общеримской верховной кол-легии жрецов-понтификов.
В связи с увеличением населения и ростом в его среде имущественной дифференциации римляне постоянно ощущали потребность в новых землях и вели за них войны. Все цари, кроме Нумы, расширяли римские владения, по-рой основывали в завоеванных частях Лация колонии. Военные акции осуществлялись силами родовых отрядов, поэтому важнейшей заботой царей было создание независимого от родовых ополче-ний войска. Уже Ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей-целеров. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий Туллий совершенно изменил самый принцип ком-плектования войска.
Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское населе-ние Рима, т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценива-лось не менее чем в 100 000 медных ассов (монет); ко 2-му - те, чье имущест-во оценивалось, как минимум, в 75 000 ассов; к 3-му - в 50 000; к 4-му - в 25 000; к 5-му - в 11500 ассов.
Все бедняки входили в 6-й разряд - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles).[1;80] Каждый имущественный разряд выставлял определенное число вой-сковых единиц, центурий (сотен): 1-й разряд -80 центурий тяжеловооружен-ных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий конницы, всего 98 центурий; 2-й - 22; 3-й - 20; 4-й- 22; 5-й - 30 центурий и 6-й разряд - 1 центурию, в целом 193 центурии.[1;80] Экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и дешевой.
Но реформа Сервия Туллия имела не только во-енное значение. На основе центуриатного порядка вырос новый вид народ-ных собраний - центуриатные комиции, где центурия была голосующей еди-ницей. Фактическое число людей в центуриях было различным: в пролетар-ской - несколько сотен, а в перворазрядной - по нескольку десятков. Если учесть, что на долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, станет ясным, что дела в центуриатных собраниях решались голосами наибо-лее богатых, как патрициев, так и плебеев.
Несмотря на тимократический принцип, реформа Сервия Туллия носила демократический характер. Она явилась первым шагом на пути включения плебса в состав populus, превра-щавшегося из совокупности членов гентильных единиц в коллектив граждан. Вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план ку-риатные собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, свя-занные с родовыми культами.
Это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя. В современной науке считается, что Сервию Туллию приписан в древ-ности ряд установлений более позднего времени. Но, безусловно, признается учреждение им: 1) территориального деления Рима; 2) цензового принципа деления общества; 3) общего войска из патрициев и плебеев. Усиление царской власти сказывалось в том, что последние цари овла-девали троном без избрания. Оно выражалось также в атрибутах царей, заим-ствованных у этрусков: золотой короне, имитирующей венок из дубовых ли-стьев; сиденье, украшенном слоновой костью; скипетре с орлом; пурпурной тунике, расшитой золотом; расписном плаще.
Особое значение имели фасции - пучок розог с воткнутым в них боевым топором. Их несли шедшие перед царем служители-ликторы. Это был символ власти карающей, аппарата наси-лия, появившегося для подавления эксплуатируемых и недовольных. Традиция донесла до нас эхо волнений, вызванных социальными про-тиворечиями.
Недовольны были разные люди: и немногочисленные еще ра-бы, и бедняки, терявшие землю, а с ней и связи с родом, и родовая знать, ут-рачивавшая с усилением царей свои привилегии, и плебеи, ущемленные в правах. Цари, укрепляя свое влияние, лавировали между разными обществен-ными группами. Интересы обедневших патрициев, а также плебеев, особенно богатых, учитывал Сервий Туллий. Тарквиний Гордый эксплуатировал про-столюдинов на тяжелых строительных работах, но одновременно привлекал их раздачами из военной добычи и возможностью участвовать в заморской торговле. О ее развитии говорит заключение первого торгового договора с Карфагеном.
Вместе с тем он терроризировал родовую знать и совершенно отстранил сенат от управления, правил с помощью помощников-префектов и приближенных. Это привело в 510 г. до н.э. к заговору аристократов против Тарквиния и изгнанию его из Рима. Античная традиция, отражавшая чаяния родовой знати, неточно изобразила эти события как общенародное демокра-тическое дело. История царского Рима являет собой процесс роста города из разроз-ненных поселков и эволюции общества от начавшейся дифференциации и появления патриархального рабства в пределах родоплеменного строя до формирования архаических классов-сословий патрициев и плебеев и образо-вания государства.
Цари с их помощниками, телохранителями и ликторами, а также центуриатные комиции представляли собой публичную власть, не сов-падавшую как с организующим себя populus, так и с широким кругом пле-бейства.
По признанию многих современных ученых, власть последних римских царей аналогична раннегреческой тирании. В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важней-шие элементы развившейся в республиканский период типично античной со-циально-политической структуры, римского полиса. Полис определяется как античный город-государство, а точнее - как гражданская община с античной формой собственности. Коллектив гражданства и специфический компонент двойственной античной формы собственности складывались в Риме царского времени. 1.2
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию, которая простира-лась от Британии на севере до Северной Африки на юге и от… История Римского государства делится на три периода: • царский (середина VIII… В Ш в. н.э. наступил экономический, социальный и политический кризис Римского государства, который в IV – V вв. н.э.…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественный строй Древнего Рима в царский период
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов