Знакомство Алексея Михайловича и Никона

Знакомство Алексея Михайловича и Никона. На третий год после своего поставления, в 1646г. Никон, отправившись в Москву, явился с поклоном молодому царю Алексею Михайловичу.

Царю до такой степени понравился кожеозерский игу¬мен, что он велел ему остаться в Моск¬ве, и, по царскому желанию, патриарх Иосиф по¬святил его в сан архимандрита Новоспасского мо¬настыря. Место это было особенно важно, и архи¬мандрит этого монастыря скорее, чем многие дру¬гие, мог приблизиться к государю: в Новоспас¬ском монастыре была родовая усыпальница Рома¬новых; набожный царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и давал на монастырь щедрое жалованье.

Чем более беседовал царь с Никоном, тем более чувствовал к нему располо¬жение. Алексей Михайлович приказал архимандриту ездить к нему во дворец каждую пятницу. Никон, пользуясь расположением государя, стал просить его за утесненных и обиженных; это очень понравилось царю. Алексей Михайлович еще более пристра¬стился к Никону и сам дал ему поручение прини¬мать просьбы от всех, кто искал царско¬го милосердия и управы на неправду судей; и архимандрит беспрестанно осаждали такие просители не только в его монастыре, но даже на дороге, когда он ездил из монастыря к царю. Всякая правая просьба в скором времени исполнялась.

Никон приобрел сла¬ву доброго защитника и всеобщую лю¬бовь в Москве, он становится видным духовным деятелем. В 1648 году скончался новгородский митропо¬лит Афанасий. Царь всем прочим кандидатурам предпочел своего лю¬бимца, и находившийся в это время в Москве иерусалимский патриарх Паисий, по царскому желанию, рукопо¬ложил Новоспасского архимандрита в сан новго¬родского митрополита.

Этот сан был вторым по значению в русской иерархии. Алексей Михайлович был доверчив к тем, ко¬го особенно любил. Помимо всех официаль¬ных властей, он возложил на Никона обязанность следить не только за церковными делами, но и за мир¬ским управлением, доносить ему обо всем и да¬вать советы.

Это приучило митрополита и в будущем заниматься мирскими делами. Когда в Новгородской земле начался голод, бедствие, как известно, очень часто поражавшее этот край, Никон отвел у себя на владычном дво¬ре особую палату, так называемую «погребную», и приказал ежедневно кормить в ней нищих. Митрополит устра¬ивал также богадельни для постоянного призрения убогих и брал у царя средства на их держание. Благодаря этим поступками Никон стал народным заступником и любимцем набожного царя. Однако он совершал поступки, которые уже в то время навлекли на него врагов: по царскому приказанию, он посещал тюрьмы, расспрашивал обвиненных, принимал жалобы, доносил царю, вмешивался в управление, давал советы, и царь всегда слушал его. В письмах своих к Никону царь величал его «великим солнцем сияющим», «избранным крепкостоятельным пастырем», «наставником душ и телес», «милости¬вым, кротким, милосердным» и т. п.; царь поверял ему свое мнение о том или другом боярине.

Из-за этого бояре в Москве не любили Никона, считая его царским временщиком.

Не сложились отношения и с подначальными духовными из-за чрезмерной строгости и взыскательности, мирские люди в Новгороде не питали к Никону рас¬положения за крутой властолюбивый нрав, несмо¬тря на его благие дела, которые, в сущности, бы¬ли таким же делом обрядового благочестия, как и заботы о богослужении. 1.4