Единство духовной и светской власти

Единство духовной и светской власти. В 1650 году вспыхнул новгородский бунт. Ни¬кон, и без того уже мало любимый, на первых же порах раздражал народ своей энергической ме¬рою: он сразу наложил на всех проклятие.

Если бы это проклятие было наложено только на неко¬торых, то могло бы подействовать на остальных, но проклятие, наложенное без разбора на всех, только ожесточило и сплотило новгородцев. Уже в этом поступке Никона виден его крутой и неподатливый характер. Ненависть к митрополиту выразилась тем, что мятежники поставили одним из главных на¬чальников Жеглова, митрополичьего приказного, состоявшего у него в опале.

Сам Никон в своём письме к государю рассказывает, что когда он вышел уговаривать мятежников, то они его ударили в грудь, били кулаками и каменьями. «И ныне, — писал он, — лежу в конце живота, харкаю кровью и живот весь распух; чаю скорой смерти, маслом соборовался»; но относительно того, в какой сте¬пени можно доверять этому письму, следу¬ет заметить, что в том же письме Никон сообща¬ет, что перед этим ему было видение: увидел он на воздухе царский золотой венец, сперва над голо¬вой Спасителя на образе, а потом на своей со¬бственной.

В этом рассказе видно стремление митрополита к союзу светской и духовной власти в лице одного человека – Никона. Однако, несмотря на эти высказывания митрополита, царь во всем поверил Никону, хвалил его за крепкое стояние и страдание и еще более стал благоговеть перед ним; наконец, Никон, уви¬дев, что строгостью нельзя потушить мятежа, начал сам советовать царю простить виновным. Алексей Михайлович очень болезненно отреагировал на мятеж: усилилась охрана дворца, был создан новый приказ – Приказ тайных дел, начало тайной полиции. В 1652 году умирает патриарх Иов. Блюстителем патриаршего престола, до избра¬ния нового патриарха, был назначен ростовский митрополит Варлаам.

По прибытии Никона, был со¬зван духовный собор. Все знали, что царь же¬лал избрания Никона, но бояре не хотели видеть его на патриаршем престоле. «Царь выдал нас митрополиту, — говорили они, — никогда нам такого бесчестья не было». Для соблюдения буквы устава выбрали двух кандидатов; Никона и иеро¬монаха Антония, того самого, который некогда был учителем Никона в Макарьевском монастыре.

Жребий, как будто на зло царю, пал на Антония. Последний, вероятно, в угоду царю, отказался от претензий на патриарший престол. Тогда стали просить Никона. Никон отрекался, пока, наконец, 22 июля царь Алексей Михайло¬вич, окруженный боярами и бесчисленным наро¬дом, в Успенском соборе, перед мощами св. Фи¬липпа, стал кланяться Никону в ноги и со слеза¬ми умолял принять патриарший сан. «Будут ли меня почитать, как архипастыря и отца верховнейшаго и дадут ли мне устроить цер¬ковь?» — спросил Никон. Царь, а за ним духовные власти и бояре покля¬лись в этом. 25 Июля Никон сделался патриархом.

Начиная с этого времени, государь и патриарх ещё больше сближаются, все важные государственные решения принимаются только с благословения Никона, который становится важной персоной в государстве после Алексея Михайловича. Таким образом, до начала церковной реформы царь Алексей Михайлович и митрополит Никон составляли единство политической и духовной власти.

Этому способствовал сам государь: мягкость характера, добродушие, его неспособность к государственному управлению. Никон же, пробыв десять лет приходским священником, поневоле усвоил всю грубость окружавшей его среды и перенёс ее даже на патриарший престол. Властолюбие, присущее ему в большей степени, могло бы сделать из патриарха влиятельного государственного деятеля. Однако история не терпит сослагательных наклонений, и Никон, добившийся расположения самого государя смог получить почти безграничную духовную власть. В основе союза патриарха и царя лежали общие мировоззренческие взгляды на религию, на догматы православия, её место в жизни человека (Алексей Михайлович и Никон были глубоко религиозными людьми). Возможно, царь, не находящий поддержки своих идей среди боярства, увидел в Никоне человека, способного поддержать любые начинания ещё не очень опытного правителя. 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ И НИКОНОМ 2.1