Театр Еврипида

Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Московский городской педагогический университет Исторический факультет Кафедра Всеобщей истории Курсовая работа «Театр Еврипида» Студентки 3 курса д/о Курдюкова (Седова) Татьяна Сергеевна Научный руководитель: к.и.н доцент Кокарева О.В. Москва 2010 Содержание. Введение….3 Глава I. Жизнь и творчество трагика. &1. Биография Еврипида… 11 &2. Упадок и искания. Трагедии Еврипида «Медея», «Вакханки»…19 &3. Еврипид Иннокентия Анненского…34 Глава II. Театр Еврипида. &1. Структура, постановки театра Еврипида….43 &2.Трагический герой Еврипида….51 Заключение….54 Введение. Античная эпоха создала ценности непреходящего значения . Они пережили свой век и то общество, в среде которого родились, и прочно и неотъемлемо вошли в современную мировую культуру.

Предмет моего изучения, особенности развития театра под началом великого трагика Еврипида, объектом исследования является культура Древней Греции.

Научная литература только за уходящее десятилетие необозрима (в 68-м, последнем вышедшем томе известного специалистам Annee philologigue за 1997 год насчитывается 235 изданий, трудов и статей, посвящённых трём афинским трагикам, не считая работ общего характера, затрагивающих античную трагедию), а новая зарубежная научная литература в современной России практически недоступна.

При современном состоянии вопроса наиболее интересными кажутся 3 книги*: Orchestra. Drama – Mythos – Buhne. Festschrift fur Hellmut F lashar. Stutty./LPZ, 1994 ( обсуждаются ритуальные и исторические истоки, поэтика и толкование драмы, а также её постановки, в том числе и на современной сцене). Green j. R Theatre in ancient Greek Society Lond – New York, 1994 (paperback 1996) посвящено результатам археологических исследований античных театров и связанным с этим постановочным вопросам.

Siek M.S (Ed) Tragedy and the Tragic. Greek Theatre and beyond. Oxford , 1996 ( книга интересна тем, что по целому ряду вопросов печатается по две, полемизирующие друг с другом статьи). В настоящее время в распоряжении читателей имеются следующие русские издания древнегреческих трагиков: Эсхил. Трагедии.//Пер. С.Апта. М 1971 Эсхил. Трагедии.

В пер. Вяч. Иванова. М 1989 * Антология источников по истории, культуре и религии Др. Греции / Под. Ред. В.И Кузищина – СПб.: Алетейя, 2000- стр. 25 Софокл. Трагедии. //Пер. С.В Шервинского. М 1988 Софокл. Драмы. //Пер. Ф.Ф Зелинского. М 1990 Еврипид. Трагедии. Т.1-2. М 1969 ( пер. Инн. Анненского в редакции Ф.Ф Зелинского). Еврипид. Трагедии. Т1-2. М 1999 (восстановленный перевод Инн. Анненского с его же ремарками, не имеющему никакого отношения к греческому тексту). Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно.

Основные роды поэзии- эпос, лирика и драма- возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов.

В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли (и идут) античные драмы. Во Франции в 1881 г. на орхестре древнего театра в городе Оранже была поставлена трагедия Софокла «Царь Эдип» со знаменитым трагическим актером Ж. Муне-Сюлли в заглавной роли; впоследствии этот спектакль был перенесен на сцену «Комеди Франсез». Неоднократно обращался к античной драматургии выдающийся немецкий режиссер М. Рейнхардт: в 1910 г. в Берлине он ставит «Царя Эдипа» Софокла, а несколько позже — трагедию Эсхила «Орестея». Целый ряд великолепных спектаклей по пьесам античныхдраматургов был создан современными греческими режиссерами Д. Рондирисом и К. Куном*. «Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчуждённая, враждебная или порабощённая природа снова * Древний мир и мы: Классическое наследие в Европе и России: Альманах Вып. 3. – СПб. 2003-стр.90 празднует праздник примирения со своим блудным сыном — человеком.

Добровольно предлагает земля свои дары, и мирно приближаются хищные звери скал и пустыни.

Цветами и венками усыпана колесница Диониса; под ярмом его шествуют пантера и тигр. Превратите ликующую песню «К Радости» Бетховена в картину и если у вас достанет силы воображения, чтобы увидать «миллионы, трепетно склоняющиеся во прахе», то вы можете подойти к Дионису»*. Цель моей работы, это выявление, на основе проанализированной литературы, особенностей развития театра в конце V века. Задачи: определить характер взаимоотношения трагика и общества, влияние его мысли на общественные взгляды, выявить особенности творчества Еврипида, ответить на вопрос – значение творчества трагика для развития античной культуры и театра.

В своей работе я буду обращаться к книги Боннара Андре. Греческая цивилизация. Т. 3-й. От Еврипида до Александрии. – М.: Искусство, 1991 398с.: ил. Последняя из трёх книг известного швейцарского учёного А.Боннара, завершающая его блестящее исследование греческой цивилизации. Третий том знакомит читателя с эпохой поздней античности – временем походов Александра Македонского, философии Аристотеля и Платона, драматургии Еврипида, ораторского искусства Демосфена.

Это время выхода эллинской культуры за пределы Греции, расцвета науки и искусств в городе Александрии, с которой связаны многие открытия греков в механике, астрономии, географии и медицине. Заключают большой по охвату материал книги главы об александрийской поэзии, первом греческом романе «Дафнис и Хлоя» , философе Эпикуре и его учении.

Издание иллюстрировано, интересно для людей с гуманитарном образованием и для широкого круга читателей. * Ницше Ф. «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». / Пер Г. А. Рачинского М.: Изд, «Мысль» 1990 –стр. 207 Свой третий том Андре Боннар начинает с разбора творчества Еврипида, взяв для этого его «Медею», «Ифигению в Авлиде» и «Вакханок». В этих произведениях он хочет проследить главное — как драматург отразил умонастроения своего времени, как он выразил свое собственное отношение к делам человеческим, к деяниям богов, в каком плане решал насущные, жизненные проблемы своего времени.

Тонкий знаток человеческой психологии, Еврипид, следуя традиции, видит свою задачу в определении истины, справедливости, гуманности. И Андре Боннар, шаг за шагом прослеживая мысль драматурга, обращает наше внимание на раскрытие им пороков и недостатков человека, на то, как мысль драматурга подводит нас к восприятию этических проблем своего времени.

Андре Боннар показывает нам, что Еврипид приблизил своих героев к жизни, они у него живые люди, со своими желаниями, страстями, противоречиями, достоинствами и недостатками. Еврипид «обращен лицом к своей эпохе и ко всему, что ее волнует: к несчастью, слабости, одиночеству человека. Еврипид всегда наготове, и даже слишком. Он не умеет отвлечься или отойти в сторону, когда какие-нибудь обстоятельства слишком живо затрагивают его» *. Творчество Еврипида, по мнению автора, отражает кризис рабовладельческой демократии, которая стала изживать себя, Еврипида же «можно считать поэтом упадка лишь постольку, поскольку всякий упадок в равной мере является и возвещением обновления» **. Андре Боннар совершенно справедливо считает, что Еврипид и обновляет трагедию, продолжает ее, передает грядущим поколениям, и в этом Еврипид достиг величия, признаваемого не только современниками, но и всеми последующими поколениями.

Значимость поэта-драматурга определяется истоками его творчества, корнями, уходящими в самую толщу жизни.

На это обращает наше внимание * Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 3-й. От Еврипида до Александрии. – М.: Искусство, 1991-стр.20-21 **Там же, стр. 21 Боннар, исследуя и оценивая творчество поэтов александрийской эпохи, например Феокрита. Восхищаясь его идиллиями, он говорит, что гениальность Феокрита в том, что сельский мим, созданный им, навеян не пасторальной литературой, а самой жизнью, что вдохновение Феокрита основано на поэтических народных сицилийских или италийских обычаях, что он сумел сочетать народные традиции с поэтическими требованиями своей эпохи, и в этом значение его поэзии и секрет его успеха.

Этот акцент, который мы чувствуем в анализе Боннара, раскрывает нам своеобразие подхода ученого к тому, что осталось нам в наследие от греческой цивилизации. Он выбирает проблемные вопросы, исследует рабство и показывает его тормозящую, застойную роль в развитии прогресса (I и III тома), материального и культурного, он обоснованно считает, что приниженное положение женщины в Греции было также одной из причин, которые способствовали разложению греческой формы государственного строя — города-государства (I том). Труд Андре Боннара, его «Греческая цивилизация», написанная пером блестящего стилиста, — несомненный вклад в исследование античной истории и античной литературы.

Пусть этот труд не охватывает всего, что было создано, пусть не все оказалось в поле нашего зрения (автор, например, совершенно не коснулся восстаний рабов, движений масс), да автор и не ставил перед собой такой задачи, — «Греческая цивилизация» отвечает на многие наши вопросы.

Этот труд поможет читателю, интересующемуся античностью, познакомиться со всем тем лучшим, что создало человечество до нас. Древний мир и мы: Классическое наследие в Европе и России: Альманах Вып. 3. – СПб. 2003 400с.: илл. Третий выпуск Петербургского альманаха продолжает публикацию материалов, посвящённых проблемам изучения античного наследия, его влияния на русскую культуру, а также истории петербургской классической филологии.

Среди публикаций альманаха – статьи о гомеровском эпосе и аттической драме, о преломлении античных мотивов в творчестве Пушкина и Анненского; биографические очерки о русских и европейских учёных - антиковедах 19-20 вв.; новые переводы Горация и другие материалы. Раздел Personalia посвящён памяти выдающегося петербургского исследователя античности Александра Иосифовича Зайцева ( 1926 – 2000). Альманах адресован всем, кого интересует классическая древность и многовековая история её изучения.

Баландин Р. Сто великих гениев Каждый раздел начинается с общего обзора. Ведь многие из тех, кто остался за чертой «сотни», в принципе, ничем всерьез не уступают избранным. Поэтому будет рассказано о значительно большем количестве гениев, чем заявлено в заглавии книги. Но сто великих конечно же выделены особо. Раздел «Неведомый гений» призван показать, как много замечательных творцов остается безымянными и как мало нам известно о достойнейших людях.

Это — авторская книга, а не перечень сведений, имеющихся в словарях-справочниках и энциклопедиях. Помимо изложения необходимых фактов и ссылок на авторитетные мнения, в своём труде он старается осмыслить жизнь и творчество упомянутых личностей в контексте истории человечества, а также с позиций современности. В. Н Ярхо. Трагедия / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие») М.:Лабиринт, 2000 – 352с. Работы В.Н Ярхо по древнегреческой трагедии входят в золотой фонд отечественной гуманитарной науки.

Том носит энциклопедический характер. От введения основных терминов античного театра до предложенной реконструкции трагедии Еврипида «Эрехфей» автор точно и обоснованно на уровне самых современных достижений классической филологии и археологии для специалистов, увлекательно и доступно для всех интересующихся – раскрывает суть и значение аттической трагедии эпохи высокой классики. Антология источников по истории, культуре и религии Др. Греции / Под. Ред. В.И Кузищина – СПб.: Алетейя, 2000г 608с. Предлагаемая антология представляет собой собрание оригинальных текстов древнегреческих авторов, надписей, документальных свидетельств, отдельных книг по мифологии.

Весь материал сгруппирован по крупным темам, которые должны познакомить с ключевыми проблемами древнегреческой истории, культуры и религии. Каждый документ снабжён вступительной статьёй, поясняющей его основные особенности, и имеет подробный комментарий, разъясняющий непонятные места в тексте. Еврипид.

Трагедия. В 2-х т. Т.1.// Пер. с древнегреч. Иннокентия Анненского/ Изу. подсот. М.Л Гаспаров, В.Н Ярхо М.: Ладомир, Наука, 1998, 644с. ( Серия «Литературные памятники»). И.Ф. Анненский первый русский символист. Для русского читателя XX века Еврипид воспринимался только через призму перевода Анненского; настоящее издание – это литературный памятник сразу 2-х эпох, греческой классики и русского модернизма.

Перевод Анненского высокохудожествен, но это не значит, что он идеален. В духе своего времени Анненский представлял Еврипида таким, каким ощущал себя сам : утончённым, одиноким, непонятным – так сказать, облагороженным и гармонизированным образом «проклятого» поэта – декадента. От лица такого Еврипида он и писал свои свои русские тексты еврипидовской драмы. Современникам это было очевидно. Ф.Ф.Зелинский писал в статье «Памяти И.Ф. Анненского» : «То, что нам дал Анненский это не просто русский Еврипид, а именно русский Еврипид Иннокентия Анненского, запечатлённый всеми особенностями его индивидуальности»*. Реальность афинской сцены , Анненский всячески старался заслонить от читателя своими ремарками.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. * Еврипид. Трагедия. В 2-х т. Т.1.// Пер. с древнегреч. Иннокентия Анненского/ Изу. подсот. М.Л Гаспаров, В.Н Ярхо М.: Ладомир, Наука, 1998-стр. 17 Глава I. Жизнь и творчество трагика. &1.

Биография Еврипида

Интерпретации этой драмы прямо противоположны: то это свидетельство об... Перед нами бог Дионис, сын Зевса. Анненский добавлял к этому: и с чувства на чувство. (Коллег-филологов это шокировало.) Еврипид у него не только "поэтичен"... подсот.

Трагический герой Еврипида

Трагический герой Еврипида. Анненского, избравшего последнее чтение. Поэтому, говоря о кризисе героической трагедии в драматургии Еврипида,... Греции / Под. Трагедия / Древнегреческая литература: Собрание трудов.

Заключение

Заключение. Греческая трагедия была трагедией положений, а не трагедией характеров: герой ее не отличается ни добродетелью, ни праведностью, и в несчастие попадает не из-за порочности и подлости, а в силу какой-то ошибки. Каждое произведение отображает социальную и политическую ситуации страны в это время, полностью характеризует отношение автора к сложившемуся жизненному укладу.

Образование же и воспитание поэта накладывают отпечаток на стиль и отношение его к героям. Еврипид — последний великий греческий поэт в старом смысле этого слова. Но и он стоит одной ногой уже в иной сфере, нежели та, где возникла трагедия. Искусство Еврипида в поразительной мере предчувствует наступающую эпоху. В его стилеобразующих тенденциях мы обнаружили воспитательные силы нового столетия: гражданское общество (скорее в социальном, чем в политическом смысле этого слова), риторику и философию.

Они пронизывают миф своим дыханием, и это становится для него смертельным. Он прекращает быть органической телом эллинского духа, чем он являлся изначально, — бессмертной формой любого нового жизненного содержания. Это почувствовали противники Еврипида, и против этого они восстали. Но он был лишь исполнителем высочайшей воли исторических судеб в жизненном процессе нации. Против этого понимания не помогает романтическое чувство прегрешения Еврипида перед мифом, которое сыграло столь большую роль в оценнке этого поэта, начиная с истории греческой литературы Карла Отфрида Мюллера.

На почве потрясенного до самых основ государства и классической поэзии рождается новый, эллинистический человек. Неудачи Еврипида на афинском театре стерлись из памяти благодаря его беспредельному влиянию на следующие века. Для них он был трагиком как таковым, и в основном для него были построены те роскошные каменные театры, которыми мы восхищаемся до сих пор в ареале распространения эллинистической культуры.

Еврипид — первый психолог. Он — первооткрыватель души в новом смысле слова, исследователь неспокойного и подвижного мира человеческих чувств и страстей. Он неустанно изображает этот мир как в его самостоятельном самовыражении, так и в его конфликте с духовными силами души. Он создает психопатологию. Психология Еврипида выросла из сочетания двух элементов — новооткрытого мира субъективности и естественно-рационального познания действительности, завоевывающего для себя в тот момент одну область за другой. Такая поэтическая работа немыслима без работы исследователя.

В первый раз безумие со всеми своими симптомами выведено на сцену с безоглядным натурализмом. Еврипид полагает, что гению позволено все, и он без колебаний расширил таким образом возможности трагедии, изображая болезни человеческой души, коренящиеся в жизни инстинкта, как судьбообразующие силы. Еврипид больше склонялся к критике, чем к положительным выводам. Он всегда искал, колебался.

Он ставил проблемы и просто сравнивал противоположные точки зрения, а сам уклоняется от прямого ответа. Еврипид склонен к пессимизму. Жизнь у него - капризная игра случая, перед лицом которой можно лишь смириться. Простота и классическая ясность греческой культуры – наследие, которым до сих пор пользуется не только европейская, но и мировая культура. Список литературы и источников. Источники: 1. Еврипид. Трагедия. В 2-х т. Т.1.// Пер. с древнегреч.

Иннокентия Анненского/ Изу. подсот. М.Л Гаспаров, В.Н Ярхо М.: Ладомир, Наука, 1998, 644с. ( Серия «Литературные памятники»). Литература: 1. Антология источников по истории, культуре и религии Др. Греции / Под. Ред. В.И Кузищина – СПб.: Алетейя, 2000г 608с. 2. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 3-й. От Еврипида до Александрии. – М.: Искусство, 1991 398с.: ил. 3. Гаспаров М.Л .Занимательная Греция : Рассказы о древнегреческой культуре - М.: «Новое литературное обозрение», 1995 360с. 4. Древний мир и мы: Классическое наследие в Европе и России: Альманах. – Вып. III. – СПб.: Bibliotheca classica Petropolitana; Алетейя, 2003. 400с.: илл. 5. Дюрант В . Жизнь Греции- М Крон-Пресс.1997г 6. Каллистов Д.П. Античный театр- Л.: «Искусство» ,1970 7. Лосев А.Ф Античная литература Под.ред. проф. Тахо-Годи - М: ЧеРо, 2005. 8. Свенцицкая И.С . Эллинистическая культура История древнего мира. Т2: Расцвет древних обществ.

М. 1982 874с. 9. Радциг С.И. Опыт историко- литературного анализа «Медеи» Еврипида //Вопросы классической филологии М 1969. -№ 2 10. Тронский И.М. История античной литературы. 4 изд М.: Высшая шк 1983. 11. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. / Пер Г. А. Рачинского М.: Изд, «Мысль» 1990 12. В. Н Ярхо. Трагедия / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие») М.:Лабиринт, 2000 – 352с.