Cад эпохи просвещения

Московский городской педагогический университет Факультет Институт гуманитарных наук РЕФЕРАТ На тему: « Сад эпохи Просвещения» Выполнила: студентка 5 курса д/о МГПУ, 51 гр. КУРДЮКОВА Т.С МОСКВА 2011 Содержание Введение…3 Сад эпохи Просвещения… 4 Заключение…16 Иллюстрации… 18 Список используемой литературы…20 Введение. Эпоха Просвещения — эпоха развития европейской культуры, содержание которой определяла вера в преобразующую силу естественнонаучных знаний и рационального мышления.

Идеи Просвещения зародились во Франции в середине XVIII в. Французские философы-просветители Д’Аламбер, Д. Дидро, Ж Ж. Руссо, Вольтер (Ф М. Аруэ), К А. Гельвеций считали, что знания, рациональное и атеистическое мышление способны "расшатать старый порядок", изменить этику и мораль, ускорить ход исторического процесса и социальные преобразования (см. энциклопедия). В конечном счете их идеи действительно способствовали разрушительным последствиям французской революции 1789—1804 гг. "Просвещение умов" мыслилось французскими философами прежде всего как нравственное и гражданское воспитание, при этом оно отличалось непримиримым отношением к иным формам мировоззрения: религиозному, дворянско-аристократическому.

Основой эстетики эпохи Просвещения во Франции были прагматизм, критицизм, оптимизм, стремление к "естественному человеку" и природе как "естественному порядку вещей" (сравн. пантеизм). В этой эстетике можно выделить два главных положения: 1. Человек рассматривается не как индивид и уникальная личность, а как представитель определенного типа, поведение и вкусы которого предопределены географией, влиянием климата и социальными условиями жизни. Эстетика и искусство не разделяют, а объединяют людей одного социального класса и национальности (сравн. исторический тип искусства). 2. Психология, внутреннее состояние человека обязательно проявляется в его внешности. Поэтому изобразительное искусство призвано через изображение внешности раскрывать внутреннее состояние "типичного человека". Следствием просветительской эстетики стало соединение в практике изобразительного искусства обоих положений.

В портрете искали проявление "типических черт общественного человека" — как правило, через внешние атрибуты.

Личность отождествляли с идеальным героем, а психологию персонажа раскрывали в его внешнем облике, позе, движении. Именно тогда появился "словарь" стандартных величественных поз и шаблонных движений: воздетые руки, закатившиеся глаза, разметавшиеся волосы, развевающиеся одежды. Художники уделяли особенное внимание пластической анатомии и мимике.

Именно в это время французский скульптор Жан-Антуан Гудон (1741—1828) создал знаменитую анатомическую фигуру — экорше́ (франц. écorché — "ободранный"), изображение шагающего человека с открытой мышечной структурой (1776). Экорше было выполнено в Риме и предназначалось для обучения молодых художников. Гудон также является автором прославленной мраморной статуи философа Вольтера, хранящейся в петербургском Эрмитаже (1781). Фигура сидящего философа в "вольтеровском кресле" представляет собой превосходное пособие по психологии, но неприятна натуралистичным исполнением. Под воздействием тех же натуралистических идей немецкий скульптор Ф. К. Мессершмидт (1736—1783) создавал свои "характерные головы" (нем. «Charakterköpfen") — 69 бюстов, демонстрирующих различные эмоциональные состояния: удивление, радость, брезгливость. Однако морализаторские тенденции, дидактизм, ограниченность эстетических оценок просветителей тормозили естественное развитие классицистического искусства.

Ярким примером этих тенденций являются "Салоны" — критические обзоры академических выставок французского искусства за 1759—1781 гг составленные и опубликованные Д. Дидро. В борьбе с косностью академического искусства Дидро отстаивал сентиментальные и слащавые картины Ж Б. Грёза, названия которых говорят сами за себя: "Разбитые яйца", "Два воспитания", " Девушка, оплакивающая мертвую птичку", "Наказанный сын", "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания". Дидро считал "самым достойным" жанр "нравоучительной живописи", независимо от художественных качеств конкретного произведения1. Художники писали пространные письма, программы с подробными комментариями и объяснениями картин. Изображать "жестокие сюжеты" или сюжеты "с плохим концом" считалось безнравственным. Противоречие просветительской эстетики заключалось также и в том, что, не имея собственной художественной программы, в поисках "естественного человека" Дидро и его единомышленники фактически возвращались к идеям академизма.

Дидро утверждал: "Естественная одежда — это кожа, чем дальше удаляются от этого принципа, тем более грешат против хорошего вкуса". В крайнем случае разрешались греческие туники или римские тоги. Поэтому картины Ж Л. Давида на сюжеты героической истории Древнего Рима были созвучны идеологии эпохи Просвещения. В то же время просветители поддерживали художников, находившихся в оппозиции академическому искусству, — натуралистов Ж Б С. Шардена ,М К. де Латура. Идеологические и художественные противоречия эпохи Просвещения проявились в творчестве французского скульптора Э М. Фальконе. Идеология Просвещения не смогла создать собственного художественного направления или стиля.

Однако она стимулировала течение сентиментализма, которое иногда рассматривают в качестве стадии, предшествующей Романтизму. Некоторые идеи философии Просвещения совпадали с эстетикой Классицизма.

Не случайно общественное движение просветителей развивалось параллельно с искусством Неоклассицизма во Франции, Англии, Германии, Италии середины и второй половины XVIII в. Просветительская эстетика этого времени затронула и Россию — с середины XVIII в. русское искусство развивалось в едином русле с западноевропейским.

Уничижительную оценку эпохе Просвещения дал русский художник и историк искусства С. П. Яремич.

Сад эпохи Просвещения

Заметим, что судьба Кульмана, едва ли не первого узника и мученика сов... Это не городской особняк, стилизованный под сельский дом, а настоящая ... Православный храм на холме, который во время строительства Александров... Эта речь произнесена в 1914 году, за несколько месяцев до момента, ког... Однако российскому императору нужен был свой архитектор.

Заключение

Заключение. XVIII столетие — одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями — так называемой «славной революцией» в Англии (1688—1689) и Великой французской революцией 1789—1795 гг — именуют эпохой Просвещения.

Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи — прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости. Но оно не было узкоидеологическим движением буржуазии, направленным против феодализма — и только, как это иногда утверждают.

Знаменитый философ XVIII столетия, тот, кто первым подводил итоги этой эпохи, И. Кант, в 1784 г. посвятил Просвещению специальную статью «Что такое Просвещение?» и назвал его «выходом человека из состояния несовершеннолетия». Основные идеи Просвещения носили общечеловеческий характер. Одной из важных задач просветителей была широкая популяризация идей: недаром важнейшим актом их интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск в 1750-х гг. Энциклопедии, пересматривающей прежнюю систему человеческих знаний, отвергающей убеждения, основанные на невежестве и предрассудках.

Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом.

Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» — таково распространенное наименование XVIII в. Но отличие от ренессансного жизнерадостно-оптимистического убеждения в безграничных возможностях человеческого ума, в отличие от рационализма XVII столетия, считающего единственно достоверным рассудочное познание мира, мировоззрение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, ощущением, чувством. Просветительский оптимизм порой совмещался с иронией и скепсисом, а рационализм сплетался с сенсуализмом.

Вот почему в эту эпоху одинаково часто встречаются и «чувствительные души» и «просвещенные умы». Вначале они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце его — чувствительнее», — утверждают французские энциклопедисты.

По мере движения века к его последней трети развиваются «руссоистские» идеи, противопоставляющие «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественного» человека и человека «культурного», значит — неискреннего, «искусственного». Точно так же меняется на протяжении века характер и степень просветительского оптимизма, веры в разумное и гармоничное устройство мира. Поначалу успехи научной революции, особенно открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, сформировали представление о вселенной как о едином и гармоничном целом, где все в конечном счете направлено к добру и благу. Этапным событием, которое внесло значительные сомнения в эти убеждения, было землетрясение в Лиссабоне в 1755 г.: город был разрушен на 2/3, 60 тысяч жителей его погибло.

Беспощадность стихии стала предметом горьких размышлений многих просветителей, в частности Вольтера, посвятившего печальному событию, изменившему его представление о вселенной, «Поэму о Лиссабоне». Уже по одному этому примеру видно, что XVIII в. был эпохой, когда сложные философские идеи обсуждались не только в ученых трактатах, но и в художественных произведениях — поэтических, прозаических.

Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение.

Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам. В этот «философский», как его справедливо называют, век философия расходится с религией, происходит процесс «секуляризации мысли». Получает распространение своеобразная светская форма религии — деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь.

Эта жизнь развивается по твердым, раз и навсегда установленным законам, познать которые могут здравый смысл и наука. Но не стоит думать, что эпоха Просвещения была скучным, сухим «ученым» веком: люди этого времени умели, по словам О. Мандельштама, «ходить по морскому дну идей, как по паркету», ценили увлекательность и остроумие, любили, когда смешивается «глас рассудка с блеском легкой болтовни» (Бомарше), а с другой стороны, высоко ставили чувствительность, эмоциональность, не стеснялись слез. Разнообразие идей, представлений, настроений эпохи отразилось в ее основных стилях и направлениях.

Главным из них являются классицизм, рококо и сентиментализм.

Список используемой литературы

Список используемой литературы . 1. Культура эпохи Просвещения. М 1993 2. Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения.

М 1994 3.Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции; Человек эпохи Просвещения. М 1999 4. Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв. Поэтика текста. Иваново, 2002 5.С. М. Каверина «История маровой культуры» Киев 1999.