Причисление к лику святых

Причисление к лику святых. Идея канонизации последнего российского императора и его семьи зародилась за рубежом. Великий духовный подвиг Государя Императора Николая Александровича и его Августейшей семьи, воссиявшим ярким светом после их мученической кончины, был глубоко осознан широким кругами русской эмиграции 1. С середины 20-х г.г. из Сербии начали поступать предложения о причислении российского императора к лику святых.

В 1936 г при закладе в Брюсселе Храма Памятника, царской семьи, сербский митрополит Досифей, выступая от имени Святейшего Патриарха, сказал Сербия чтит Государя Императора Николая II как святого 1. Во всех странах русского расселения и храмах, посещаемых русскими людьми, совершают панихиды по царской семье. Храмы-памятники воздвигнуты практически во всех странах света.

Первым среди них считается Брюссельский храм Святого Праведного Иова Многострадального в память Николая II. Его закладка состоялась в 1936 г а освящение в 1950 г. Величественные храмы памятники сооружены в Шанхае, Сан-Франциско, Монморанси, под Парижем. В 1971 г. на Архиерейском соборе русской православной церкви за границей официально поставлен вопрос о канонизации царских мучеников, а в 1980 г. они были причислены к лику святых. У нас же на пути к канонизации возникло немало преград. Первый официальный отказ Русской Православной Церкви от прославления последнего российского императора прозвучал на Соборе 1997 г. Аргументы были многочисленны от расстрела мирной демонстрации в 1905 г. до отречения от престола 2. Сторонники канонизации утверждали, что царя убили атеисты-богоборцы, и он по-настоящему мученическую смерть христианина, в силу религиозных убеждений отказавшись сопротивляться убийцам.

Решающим аргументом было высказывание митрополита Ювеналия нет чудотворений.

Не прошло и года чудо свершилось. Иконы с изображением Николая II начали плакать, а больные, помолившиеся лику императора исцеляться 2. По поводу канонизации нет единого мнения. Одна часть общества считала и считает канонизацию исключительно политическим решением. Другая часть уверена в том, что Романовы, безусловно, достойны, быть причислены к лику святых, тем более что советская власть, по их мнению, убила не полковника Романова, а живой символ русского православия.

В августе 2000 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви признал, что в государственной и церковной деятельности последнего российского императора самой по себе нет оснований для его канонизации, но христианское терпение страданий после ареста и мученическая кончина царя и его членов семьи делают возможным их прославление в лике святых страстотерпцев, подобных святым князьям Борису и Глебу, Андрею Боголюбскому, царевичу Дмитрию. Так Россия получила новых святых в лице бывшего императора Николая II и его семьи. 1 Алексеев В. Гибель царской семьи Мифы и реальность.

Свердловск, 1995. С. 35. 2 Новые святые Николай II его семья символы русского православия. Трибуна. 2000, 15 августа. С.1.