рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Материальная и духовная культура кочевого общества Х

Материальная и духовная культура кочевого общества Х - раздел История, Культура кочевого общества Материальная И Духовная Культура Кочевого Общества Х. Ii-Хiv Вв §1. Типология...

Материальная и духовная культура кочевого общества Х. II-ХIV вв §1. Типология вещевого комплекса печенегов и кипчаков-половцев по данным археологии Сведения Ибн-Фадлана о пребывании в начале Х в. Печенегов к востоку от волги органично дополняются данными археологических исследований, в результате которых в северной части Урало-Волжских степей, на территории современных Самарской, Саратовской и Оренбургской областей выявлена и изучена серия курганов, по своим признакам индентичных собственно печенежским курганам, в большом количестве известным в степях Украины и Северного Причерноморья (захоронения под небольшим земляными курганами, в простых прямоугольных могилах или в могилах со ступенькой длиной стенки, на которой лежали кости взнуздалого и оседланного коня (шкура), иногда в могилах встречены глиняны сосуды в виде плоскодонных горшков грубой ручной лепки и часто бронзовые и серебряные украшения поясов. Печенежские погребения Южного Приуралья хотя пока и не многочисленны, но достаточно выразительны. Они обнаружены именно там, где и помешал их на своей карте Аль-Идриси- по берегам р. Урал (Шауран). Первым подобные погребениям исследовал в 1887г. историк-краевед Ф.Д.Нефедов в междуречье Урала и Илека (могильники Мертвые Соли и Ханская Моиела) на территории совместных Илекского Соль-Илецкого районов Оренбургской области. Однако из недостатком материала исследователи не смог определить, кем оставлены эти курганы, а потому дата и их этно принадлежность были обоснованы и доказаны уже в наше время Г.А.Федоровым-Давыдовым на страницах книги «Кочевники Восточной Европы под властью золотоардынских ханов» . В 1960-1961 гг. обнаружены еще 2 захоронения печенегов. Первое в районе г. Уральска, на юго-восточном берегу озера Челкар, и второе- у села Увак Соль-Илецкого района Оренбургской области.

Это были «Классические печенежские погребения» : умершие положены на запад, слева от них- остатки конской шкуры.

Причем Уванское погребение было перекрыто деревянным настилом, шкура коня лежала на настиле, а под ним скелет человека. Конские черепа были взнузданы, а в увакском погребении среди конских костей находились остатки деревянного седла.

В Челкарсом кургане был похоронен мужчина, а в Увакском- женщина, отсюда различия в составе сопровождающих вещей- у мужчины: сабля, лежащая справа от человека, костяные обкладки лука, пояс, украшенный серебряными с позолотой накладками; у женщины: серебряные серьги, подвески в виде стилизованных фигурок птиц, пуговицы- бубенцы, ножичек, а в изголовье- бронзовые зеркало, ножницы и остатки деревянного гребня.

Но самое интересное- это остатки красной шелковой рубахи с черным набивным узором, в которую была одета женщина, и кожаных сапы, мыски которых украшали многочисленные серебряные бляшки.

Весь этот набор вещей и сложное устройство могли красноречиво свидетельствуют о том, что погребенная в Увакском кургане кочевница происходила из знатного печенежского рода. В последние годы более 20 печенежских курганов было выявлено и изучено на территории Уральской области, причем в основном на правом берегу реки Урала. Далее к западу печенежские погребения известны в Астраханском и Волгоградском Заволжье (Быковские, Калиновские, Верхне-Погроменские, Колобовские курганы- раскопки И.В.Синицына, К.Ф.Смирнова, на территории, В.П. Шилова) и в междуречье Волги, Сакмарт и Иргиза на территории Самарской области (Александровский, Кировский, Покровские могильники- раскопки В.В. Гольмстен, С.А.Агапова, В.А.Скорбовенко и др.)*. Население на карту, все эти погребения очень четко обозначают северную границу печенежских кочевий в Волго-Уральском регионе которая проходила по среднему течению реки Урала и реки Самаре.

По мнению Иванова В.А. и Питневой С.А. на берегах данных рек печенеги искали спасения от суровых уральских зим с их холодами, вьюгой.

Это согласуется с кочевнической традицией, зафиксированной этнографами, например, у казаков последние места для своих зимовок выбирали возле рек, где было много камыша и кустарника, служившего зимой кормом и защитой для скота, топливом для людей. Также ученые сделали вывод, что летние кочевья печенегов простирались далеко на Север от берегов Урала и Самары и проходили по отрогам Бугульминско-Белебеевской возвышенности.

Материальная культура ХII-ХIV вв. представляет собой новый этап в развитии культуры кочевого общества степей Евразии.

Прежде всего обращает на себя внимание ее большая однородность по сравнению с предшествующим, огузо-печенежским временем и отсутствие среди составных компонентов ярко выраженных этнографических признаков, например птицевидных нашивок и копоушек культуры племен огузо-печенежского объединения, которые коррелируют с определенным погребальным обрядом и сконцентрированы по левому берегу Волги, в пределах Волгоградского Заволжья.

Отмеченная однородной материальной культуры кыпчакского времени, вероятно, обусловлена длительным совместным сосуществованием кыпчакских и кимакских племен в составе одного этнополитического объединения, а позже, в золотоордынский период, объединением кипчаков и половцев в политической и социально-экономической системе одного государства.

В своей работе Иванов В.А и Кригер В.А. по данным о 94 погребениях с вещами выдвинули следующие категории вещей: 1) принадлежности конской сбруи (стремена, удила, остатки седел); 2) вооружение (наконечники стрел, сабли, колчанные и их украшения, кинжалы, копья, доспехи); 3) украшения (серьги, перстни, бусы, зеркала, «бокка»); 4) бытовые предметы (кресала, ножи, ножницы жилья, гребни, сосуды); 5) отдельные предметы- пряжки, косметические щипчики, остатки кожаных сумок, бронзовые бубенчики и т.д. . Одним из важных компонентов материальной культуры и ярким образцом декаративно-прикладного искусства средневековых кочевников Южного Приуралья являются каменные извияния. По технологии изготовления все статуи однотипны- это низкий барельеф, в технике которого выполнены лицо, руки, грудь и предметы в руках.

Спина без деталей, плоская.

У мужских статуй имеются усы, женские же отличаются наличием груди, а также на всех женских статуях изображены сосуды, зажатые в руках на уровне пояса.

Данные статуи аналогичны статуям определенного типа, которые исследовали С.А.Плетнева в своей работе «Половецкие изваяния» . Также впервые в Южном Приуралье выделяется такой элемент кочевнической культуры, как знаки на сырцовых кирпичах. В безынвнтарных погребениях могильника Караул-Тобе I вход в могилу закрывали сыруовые кирпичи прямоугольной формы, на обратной стороне которого были прочерчены талегообразные знаки: «щипцы», «елочка», Т-образный, спирали, «вилка», Д-образный, Ф-образный, «нож» с круглым навершием.

В своей работе В.А.Иванов и В.А.Кригер, основываясь на методе взаимовстречаемости, предложенным Г.А.Федоровым-Давыдовым «Методе сравнительного анализа, статистического анализа погребального инвентаря памятников кыпчакского времени в Южном Приуралье разделили погребения на 3 хронологические группы: -домонгольская (ХII-начало ХIII в.); -золотоордынская языческая (конец ХIII в первая треть ХIVв.); -золотоордынская мусульманская.

Те же авторы разделили кочевнические памятники на 4 группы: быковская и царевская группы в Заволжье, западная и восточная- в южноуральских степях. По мнению авторов, в основе подобного разделения лежат, определенного этнографические различия внутри кыпчаков: для восточной группы характерны насыпи с применением камня, а для западной земляные насыпи; между Быковской и Царевской группами- различия в формах могильных ям и способах захоронения коня. Современный исследователь Яминов А.Ф. в своей монографии «Огузо-печенежские реликты в среде золотоордынского населения Волго-Уральских степей ХII-ХIV вв. считает, что объединение земляных и каменных курганов в кыпчакскую группу было преждевременным, так как для них «характерны свои определенные территории локализации и типологической набор памятников, что было обусловлено разницей их этнической комплектацией» . §2 Погребальный обряд кочевников Пожалуй, ни к какому другому из кочевых племен региона время не было так благосклонно, как к печенегам.

Во-первых достоверные археологические памятники печенегов в Приуралье сейчас известны, а главное- территориально они располагаются там, где зафиксировали печенегов сразу 2 средневековых путешественника – Ал Идриси, а до него, в начале Х в секретарь посольства багдадского халифа Джафера ал- Муктадира в страну булгар- Ахмед ибн-Фадлан.

Погребальный обряд печенегов, благодаря работам С.А.Плетневой и Г.А.Федорова- Давыдова, изучен достаточно хорошо.

Своих покойников печенеги хоронили под небольшим земляными насыпями, или экономя время, брусками их в более древние насыпи. Под напедым таким курганом находилось по 1 захоронению, совершенному в неглубокой, простой яме, головой на запад, в деревянном гробу или без него. Слева от человека укладывали чучело коня, от которого до нас дошли черепа и кости, размещенные в анатомическом порядке. Сведения Ибн-Фадлана о пребывании в начале Х века печенегов к востоку от Волги подкрепляются сообщениями других средневековых авторов- арабского писателя, историка и географа Аль- Масуда и византийского императора Константина Багрянородного, а современные исследователи изучили серию курганов печенегов в степях Украины и Северного Причерноморья- захоронения под небольшими земляными курганами, в простых прямоугольных могилах или в могилах со ступенькой вдоль длинной стенки, на которой лежали кости взнузданного и оседлого коня (шкура), поза погребенного- вытянуто на спине, головой на запад или восток, иногда в могилах встречены глиняные сосуды- плоскодонные горшки грубой ручной лепки и часто- бронзовые или серебряные украшения поясов.

Что касается половцев, то очертания границ Дешт-и-Кипчак долгое время остались аморфными.

Как и печенежские, погребения кипчакского времени первым обнаружили и исследовал Ф.Д.Нефедов.

В 50 верстах к югу от Оренбурга, у пос. Мертвецовского он раскопал 6 курганов, насыпанных у земли и камня, из которых было по 1 могиле, перекрытый каменными плитами или короткими дощечками. Скелет погребенных лежали в гробах или завернутыми в бересту, головой на запад, юго-запад, северо-восток. Возле них найдены вещи: удила, железные стрелы в колчанных, украшенных костяными накладками, у женщин по, пожалуй, самым крупным могильником- сразу 14 погребений, оказался могильник у д. Сынтыш-Тамак Благоварского района, на р. Чермасан, обнаруженный и исследованный в 1966г. археологической экспедицией Баш. Госуниверситета, возглавляемой С.М.Васюткиным.

Курганные насыпи были земляные, под каждой - по 1 могиле, в которых умерших укладывали на спину, головой на запад. Набор сопровождающих вещей типична: лук со стрелами, сабля, нож, кресало, конская сбруя. В двух могилах найдены остатки деревянных седел, причем в одной могиле седло лежало под головой погребенного (характерная поза кочевника, ночующего в степи), в другой- под ступнями.

Интересны также находки двух амулетов в виде человеческой фигуры, вырезанных из тонкого листа серебра. Этот памятник по сей день остается самым крупным памятником ХII-ХIV вв. на территории Приуралья. Кроме вышеуказанного, авторы книги «Курганы кыпчакского времени…» убеждают нас в том, что погребальный обряд курганов ХII-ХIV вв. на Южном Урале, прежде всего, независимо от внешних признаков кургана характеризуется одним и теми же чертами: преобладающее захоронение в простых прямоугольных ямах, значительная часть которых была перекрыта доками, в положении вытянуто на спине, головой на север или запад, в сопровождении примерно одинаковых наборов погребального инвентаря, в сочетании с частичной территориальной «чересполосицей» (нахождение курганов с камнями в насыпи- Алебастрово II, Лебедевка VIII- в равниной части региона, а земляных курганов- Башкир Беркутово, IV Ивановский, Орский, Алабайтал и другие- в предгорьях) и наличием заведомо синкретичных памятников, т.е. органично сочетающих признаки обряда двух рассматриваемых групп, где под ярко выраженной земляной насыпью было сооружено каменное кольцо, внутри которого перекрытая вымосткой могила прямоугольной формы, где лежал целый остов коня. По мнению Иванова В.А как уже рассматривалось в предыдущем параграфах, для каменных курганов характерны ямы с широкой ступенькой вдоль северной стенки или с подбоем; целый остов взнузданного и оседлого коня, уложенный на ступеньку или рядом с погребенным (слева) в могилу; наличие перекрытий именно в яме с одной ступенькой; преобладание среди ритуальных пищевых остатков костей передних ног и позвонков животных; преимущественное расположение ритуальной пищи в изголовье, на перекрытии или в засыпи могилы.

Для курганов земляных-оградки из сырцового кирпича вокруг могил, остатки тризны в виде костей животных в насыпи, вкусные в насыпи погребения, ямы с 2 узкими заплечиками вдоль длинных стенок и перекрыты на них, среди конских захоронений, преобладание остатков конской шкуры в виде черепа и костей ног, следы огненного ритуала (уголь, зола в заполнении могилы), более широкое распространение гробовиц и погребений без коня, но с предметами сбруи, среди ритуальных пищевых остатков- преобладание костей от задней части туши животного и расположение их у ног или у головы погребенного.

Начиная со II половины ХIV в по мнению тех же ученых, погребальный обряд у кочевников становится более унифицированными: полностью исчезают такие признаки язычества, как захоронение коней, бытовые наборы сопровождающих вещей и остатки заупокойных тризн, что можно объяснить широким проникновением ислама в среду южноуральских кочевников.

Однако продолжают сохраняться, причем в виде пережитков и как характерные признаки, курганные насыпи над могилой, деревянные конструкции (перекрытые гробы) и уступы вдоль длинных стенок в могилах.

Новые элементы погребального обряда- могилы с подбоями в южной стенке и надмогильные сооружения в виде прямоугольных каменных или кирпичных оградок вокруг могилы, сооружения на уровне древнего горизонта (Урта-Буртя, курганы 3,4 Лебедевка VIII, Федоровка). Таким образом, анализируя сведения выше перечисленных исследователей в области материальной культуры и погребального обряда печенегов и половцев можно сделать следующие

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура кочевого общества

Этапы развития кочевых обществ, смена одних этнополитических объединений другими, территория их расселения, характер взаимодействия, вот далеко не… Ответ на них можно найти в археологическом материале, естественно, при условии… С точки зрения этнической истории кочевых племен Евразии степи Южного Урала и Приуралья (территория простирается от…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Материальная и духовная культура кочевого общества Х

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги