Советское общество во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов

Советское общество во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов План: Вступление… ……I. Попытки реформирования экономики. Хозяйственная реформа 1965 г…II. Нарастание застойных явлений в экономике, общественно-политической и духовной жизни страны в 70-е годы…III. Диссидентство….… 17 Заключение….…………23 Использованная литература… ……… 24 Вступление.Рассматриваемый исторический период представляет собой очень большой интерес.

Во-первых, это почти что наша эпоха. Я родилась на ее за-кате, первое прочитанное мною слово было «СССР» (я училась читать по га-зетам). А потом было трудное детство, в которое совсем не хочется вернуть-ся. Что же там забыли (или потеряли) те, кто до сих пор стонет и тоскует по тем годам, когда «все так было хорошо»? I.

Попытки реформирования экономики

в промышленности связывают с именем главы Прави-тельства СССР А.Н. Начало стагнации в экономическом развитии страны историки относят к се... И без того низкие темпы экономического роста достига-лись в основном з... И отпустили Н. В результате Солженицын был выдворен из СССР и много лет жил вдали от ...

Заключение.

Прискорбно, что мир, в котором жили советские люди, для многих был миром двойного существования – с запрятанной в сознании, но постоянно и болезненно ощущаемой правдой о прошлом.

Прискорбно и то, что очень многие даже и не замечали этого. Впрочем, не все. Генерал Петро Григоренко, например, к лету 1963 года укрепился в мысли, что с руководством КПСС надо вступать в борьбу. Но он все же не сразу решился, понимая, что это может стоить головы.

Сдерживал страх за семью. И все-таки он со сыном приступил к организации Союза борьбы за возрождение ленинизма. Со Со многим он он не мог мириться. На-пример, почему нет хлеба? Официальное мнение: в столовых режут хлеб большими кусками – большие отходы. Истинные причины: низкая урожай-ность, высокие потери при уборке, гибель в результате плохоего хранениея - потому, что у сельских тружеников нет заинтересованности в результатах своего труда… Комиссия признала генерала психически невменяемым.

Вслед за Владимиром Буковским, считавшим, что несчастна страна, где простая честность воспринимается в лучшем случае как героизм, в худшем – как психическое расстройство, хочется горестно воскликнуть: «Бедная Рос-сия!» Кто же такие были диссиденты? Что это за особая порода людей и как она выкристаллизовалась внутри такого наглухо закрытого от внешнего мира общества? На ум приходит сравнение: как без доступа воздуха происходило образование залежей каменного угля, а местами и алмазов (тот же углерод!), так и в нашем сообществе возник поистине его алмазный фонд – люди, кото-рые не принадлежали организациям, у них не было вождей - каждый из них сам был личность. Никто не учил их, как действовать, не вовлекал в движе-ние. Каждый, кто не хотел самоуничтожиться, подчиняясь произволу властей, вливался в движение и делал сам, по внутреннему зову то, что считал необ-ходимым.

Ожидание перемен и осознание их необходимости вдохновляли на сме-лые мысли, а наиболее решительных – и смелые публикации.

Хотя, как не раз выяснялось, руководители, те, от кого объективно исходили эти реформатор-ские импульсы, сами тут же пугались, увидев, какие духи выпущены из бу-тылки. И потому либо начинали сами бить тех, кто поторопился «высунутьл-ся», либо поощряли на такое «битье» других. А в желающих «вдарить» не-хватки, как правило, не было. Наум Коржавин говорил о весьма конкретной российской проблеме: «…моя жизнь без России потеряла бы всякий смысл, а мое еврейство при этом – только дополнительная тяжесть… Можно уйти от среды, но не от судьбы.

Тем более, от еврейской судьбы в ХХ веке. Всегда найдется какой-нибудь Станислав Куняев, который не даст забыться…» Диссиденты делали то, чему их учили в советской школе: были чест-ными, принципиальными, готовыми к взаимопомощи, презирали шкурные интересы. Многолетняя проповедь торжества духовных идеалов над матери-альными полнее всего реализовалась в диссидентском движении.

И они стали «передовым отрядом» интеллигенции, еще более передовым, чем партия. Это, конечно, смелое заявление, но от этого исторического факта никуда не деться. Диссиденты, ведя себя как свободные люди в несвободной стране, опередили события. И - проиграли. Ибо официальные люди, делавшие идеологическую политику, очень часто во все времена сохраняли возможность не только затыкать другим рот, но и безжалостно гнобить неугодных, расправляться с ними жестоко и бессо-вестно. …В одной хорошей книге написано: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены.

Посему противящийся власти противится Божию установле-нию; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1-2). Что же: Бог – злодей, что допустил такие катаклизмы в России? Или русский на-род у Него в нелюбимчиках? Никак. Бог дал заповеди (для всех!): «Начальст-вующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:5). Выполняем? «Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (Пс. 80:13). «Так… будет и с сими…, которые… отвергают начальства и злословят высокие вла-сти» (Иуд. 8). Вот и получается, что власть у нас такая, которой мы достойны.

Речь не о том, чтобы покорно молчать и не пикать. Здесь существует опасность впасть в другую крайность, также характерную для родного сооб-щества – вспомним стихотворение А. Галича «Промолчи! (Старательский вальсок)». Но, наверное, совершая героические подвиги, мы все-таки чего-то недоделываем.

Чего? В Вот не все на проклятом западе так гнило и зловонно: в американском конгрессе их империалистические заседания ежедневно на-чинаются со всеобщей молитвы, обращенной к Богу-Отцу, Богу-Сыну и Богу-Духу Святому. И существует в году День национальной молитвы. А мы все по упорству сердец наших ходим по своим помыслам. И считаем их истиной в последней инстанции. И что особенно трагично, что каждый – свои. Литература: 1) Жукова Л.В. «История России с древнейших времен до настоящего времени» (Для школьников и абитуриентов). – Учебное пособие для посту-пающих в вузы. – М.: Экзамен. – 2003. 2) История России в новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: Олимп, Издательство АСТ, 2000 3) Пихоя Р.Г. «Советский Союз: история власти. 1945-1991». – Новоси-бирск: Сибирский хронограф, 2000. 4) Бурлацкий Ф.М. «Вожди и советники: о Хрущеве, Андропове и не только о них…» - М.: Политиздат, 1990. 5) Восленский М.С. «Номенклатура.

Господствующий класс Советского Союза». М.: «Советская Россия» совм. с МП «Октябрь», 1991. 6) Алексеева А.М. «История инакомыслия в СССР». – Вильнюс-Москва: Весть, 1992. 7) Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление. 1953-1985. – М.: Между-народные отношения, 1991. 8) Миф о застое / Сост. Е.Б. Никанорова, С.А. Прохватилова. – Л 1991. 9) Погружение в трясину (Анатомия застоя) / Сост. и общ. ред. Т.А. Ноткиной. – М.: Прогресс, 1990. 10) Орлова Р Копелев Л. «Мы жили в Москве: 1956-1980». – М.: Кни-га, 1990. 11) Библия. 1990, SGP, Box 516, Chicago, IL 60690-0516. USA.