Иоганн Готлиб Фихте

Не как исследование, но как излияние порыва чувства послеисследования посвящает эти листы своим доброжелателям и друзьям в воспоминаниео блаженных часах, которые пережил он с ними в общем стремлении к истине Иоганн Готлиб Фихте Мыдо конца измерили человеческий дух, мы положили основание, на котором можетбыть построена научная система как найденное изложение изначальной системы вчеловеке. Мы делаем в заключение краткий обзор целого.Философия учит нас всеотыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую ибесформенную массу.

Единственно через человека распространяется господствоправил вокруг него до границ его наблюдения, и насколько он продвигает дальшеэто последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония. Его наблюдениеуказывает в бесконечном многообразии каждому свое место, чтобы ничто невытесняло другое, оно вносит единство в бесконечное разнообразие.Через негодержатся вместе мировые тела и становятся единым организованным телом, черезнего вращаются светила по указанными путям.

Через Я утверждается огромнаялестница ступеней от лишая до серафима, в нем система всего мира духов, ичеловек имеет право ожидать, что закон, который он дает себе и этому миру,должен иметь силу для него он имеет право ждать его общего признания вбудущем.В Ялежит верное ручательство, что от него будут распространяться в бесконечностьпорядок и гармония там, где их еще нет, что одновременно с подвигающейся впередкультурой человека будет двигаться и культура вселенной.

Все, что теперь ещебесформенно и беспорядочно, разрешится через человека в прекраснейший порядок, ато, что теперь уже гармонично, будет, согласно законам, доселе еще не развитым,становиться все гармоничнее. Человек будет вносить порядок в хаос и план вобщее разрушение, через него самое тление будет строить и смерть будетпризывать к новой прекрасной жизни.Таковчеловек, если мы рассматриваем его только как наблюдающий ум что же он есть,если мы мыслим его как практически-деятельную способность?Онвкладывает не только необходимый порядок в вещи, он дает им также и тот,который он произвольно выбрал там, где он вступает, пробуждается природа подего взглядом готовится она получить от него новое, более прекрасное создание.Уже его тело есть самое одухотворенное, что только могло образоваться изокружающей его материи в его атмосфере воздух становится легче, климат мягче иприрода проясняется в надежде превратиться через него в жилище и хранительницуживых существ.

Человек предписывает сырому веществу организоваться по егоидеалу и предоставить ему материал, в котором он нуждается.

Для него вырастаетто, что раньше было холодным и мертвым, в питающее зерно, в освежающий плод, воживляющую виноградную лозу и вещество вырастет для него во что-нибудь другое,как скоро он предпишет ему иначе. Вокруг него облагораживаются животные, ониотрешаются под его осмысленным взглядом от своей дикости и получают болеездоровую пищу из рук своего повелителя, за которую они ему воздают добровольнымпослушанием.Болеетого, вокруг человека облагораживаются души чем больше кто-либо человек, темглубже и шире действует он на людей, и то, что носит истинную печатьчеловечности, будет всегда оценено человечеством, каждому чистому проявлениюгуманности открывается каждый человеческий дух и каждое человеческое сердце.

Вокруг высшего человека люди образуют среду, в которой приближается большевсего к центральной точке тот, кто отличается наибольшей гуманностью.Человеческиедуши стремятся и усиливаются объединиться и образовать один дух во многихтелах.

Все суть один рассудок и одна воля и участвуют, тогда как сотрудники ввеликом единственно возможном плане человечества.Высший человек с силоюподъемлет свой век на более высокую ступень человечества оно оглядываетсяназад и изумляется той пропасти, через которую оно перенеслось десницейвеликана выхватывает высший человек из летописи рода человеческого все то, чтоон может схватить.Разбейтету хижину из праха земного, в которой он живет! Он по своему существованию,безусловно, независим от всего, что вне его он есть только через себя самого и уже в хижине из праха он имеет чувство этого существования в моменты своегоподъема, когда время и пространство, и все, что не есть он сам, исчезает длянего, когда его дух могущественно отделяется от тела и затем опять добровольновозвращается в него, дабы преследовать цель, которую он только через тело может выполнить.Разделите две последние, соседние пылинки, которые теперь его окружают, он всеже будет существовать и существовать он будет, потому что он этого захочет.

Онвечен через себя самого и собственной силой.Стесняйте,расстраивайте его планы! Вы можете задержать их, но что значит тысяча и пакитысяча лет в летописи человечества? То же, что легкий утренний сон припробуждении.

Высший человек пребывает и продолжает действовать и то, чтокажется вам исчезновением, есть только расширение его сферы что вам кажетсясмертью, есть его зрелость для высшей жизни.

Краски его планов и внешние формыих могут для него исчезнуть, план же его останется тот же в каждый момент егосуществования он выхватывает и вводит в свой круг действия что-либо но-вое из внешнейсреды и не перестает выхватывать, доколь не поглотит всего в этом круге, докольвся материя не будет носить печати его действия и все духи не образуют единыйдух с его духом.Таковчеловек таков каждый, кто может самому себе сказать Я человек.Не должен лион испытывать священного благоговения перед самим собой, трепетать исодрогаться перед собственным своим величием.

Таков каждый, кто может мнесказать Я семь. Где бы ты ни жил, ты, что носишь человеческий образ, приближаешьсяли ты к животным, под палкой погонщика сажая сахарный тростник, или греешься тына берегах Огненной Земли у огня, который не сам ты зажег, пока он не погаснети только плачешь, что он не хочет сам себя поддерживать, являешься ли ты мнесамым жалким и отвратительным злодеем, все-таки ты то же, что и я, ибо тыможешь сказать мне Я есмь. Ты все же мой товарищ, мой брат. О, я стоял,конечно, когда-то на той же ступени человечества, на которой стоишь ты теперь,ибо это есть одна из ступеней человечества и на этой лестнице нет скачков бытьможет, я стоял на ней без способности ясного сознания быть может, я так быстрои торопливо над ней поднялся, что не имел времени возвести в сознание моесостояние но я, разумеется, стоял некогда там, и ты будешь неизбежно там, гдея теперь, и продолжится ли это миллионы миллион раз миллионы лет что естьвремя? ты неизбежно будешь стоять когда-нибудь на той же которой я теперь стою ты будешь стоять натой ступени, на которой я могу на тебя и ты на меня можешь воздействовать.

Тытакже будешь когда-нибудь вовлечен в мой круг и вовлечешь меня в твой япризнаю тебя также когда-нибудь как сотрудника в моем великом плане.

Для меня,который есмь Я таков каждый, который есть Я. Как же мне не содрогаться передвеличием человеческого образа и перед Божеством, которое, быть может, и втаинственном сумраке, но, однако же, неизбежно живет в храме, носящем печатьэтого образа.Земляи небо, время и пространство, и все границы чувственности исчезают для меня приэтой мысли как же не исчезнет для меня и индивид? К нему я не приведу васобратно!Все индивидызаключаются в Едином великом Единстве чистого Духа , пусть будет это топоследнее слово, которым я вверяю себя вашей памяти и пусть это будет именнота память обо мне, которой я себя вверяю. Дажене зная моей системы, невозможно эти мысли считать за спинозизм, если только,по крайней мере, пересмотреть ход этого рассуждения в целом.

Единство чистогодуха есть для меня недосягаемый идеал, последняя цель, которая никогда не будетосуществлена в действительности.