Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения. В эпоху средневековья в период с 5 по 8 века во всех сферах жизни властвовала христианская церковь определившая политику государств в жизни обычных людей. Искусство Средневековья также должно было прославлять церковь и утверждать ничтожность человека и могущества Бога. Но с течением времени жизхнь людей менялась: разви­валась торговля, строились города, появились люди новых профессий — торговцы, купцы и банкиры.Настало время путешествий в заморские страны и Великих географических открытий.

У людей пробудился интерес к познанию мира, на­уке, красоте. Раньше всего этот процесс начался и Италии. В боль­ших торговых городах, где жили богатые купцы и ремеслен­ники, начали строить удобные просторные дома, украшать их картинами, росписями и античными статуями.Первые же раскопки, проведенные на местах гибели римских городов Помпеи и Геркуланума, открыли множество шедевров антич­ного искусства. Прекрасные образы античных богов и богинь оживали, возрождаясь пол кистями и резцами художником и скульпторов.

Отсюда возникло и название этого периода че­ловеческой истории — эпоха Возрождения, возрождения интереса к человеку, свойственного античным мастерам. Героем античных мастеров являлся прекрасный человек, величие духа которого вызывало восхищение.И итальянские художники подхватили и разняли эту черту греко-римских шедевров искусства. Их героем стал не средневековый аскет и не христианский мученик, а жизнелюбивый и мужествен­ный человек, стремившийся не к райскому блаженству, а к земному счастью.

И хотя художники продолжали создавать произведения на библейские и религиозные темы, картины их теперь были больше похожи на сцены из реальной жизни. Знаменитый итальянский художник Рафаэль Сантй (1483—1520) в картине «Сикстинская мадонна» в образе пре­святой Богородицы изобразил совсем юную женщину с ре­бенком на руках.В ее глазах столько тревоги, она так береж­но прижимает к груди сына, что библейская сцена восприни­мается как гимн, прославляющий прекрасное чувство мате­ринской, любви.

Другой крупнейший художник эпохи Возрождения — Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564) — в 1504 году создал статую Давида, украшавшую главную площадь Фло­ренции. Скульптор изобразил библейского персонажа как борца за свободу. Но его сильная, мужественная фигура лишь внешне напоминает греческих атлетов. В статуе Микеланджело есть, то что было недоступно античным художникам внутреннее напряжение.Давид накрывает своих чувств, его лицо дышит гневом.

Мастера возрождения умели передавать тончайшие нюансы переживаний своих героев. Не случайно, что многие художники пытались передать улыбку «Джоконды» Леонардо да Винчи. Отличающая мастеров Возрождения чувство гармонии и естественной простоты также стало образцом для подражания для мастеров более позднего времени. Новое Время. В творчестве художников также утверждается более целостное и глу­бокое восприятие действительности.Получает повое истолкование поня­тие синтеза искусств. Отдельные виды искусства, как и отдельные произ­ведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом.

Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспек­тивными аффектами дополняет то, что заложено в архитектурном ин­терьере.Стремление к широкому показу действительности привело в 17 в. к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоя­тельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают п раз­нообразие художественно-идейных течений.В отличие от предшествую­щих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках одно­родных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 в. характеризуют два больших стиля — барокко1 и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза ис­кусств.

Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. В крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррационализ­му, к мистике, воздействует на воображение и чувство зрителя драмати­ческим напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиоз­ном плане, художники предпочитают изображать сцепы мучений, экста-зов или панегирики подвигам, триумфам.В основе искусства классицизма лежит рациональное начало.

Прекрас­ным с точки зрения классицизма является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично. Герои классицизма подчиняют свои чувства конт­ролю разума, они сдержанны и величавы. Теория классицизма обосновы­вает разделение на высокие и низкие жанры. В искусстве классицизма единство достигается путем соединения и соответствия всех частей це­лого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение.И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению, по мастера ба­рокко тяготеют к динамичным массам, к сложным, обширным ансамблям.

Часто черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника, порож­дая в нем противоречия. Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве воз­никает более непосредственное мощное реалистическое отражение жизни, свободное от стилевых элементов.Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства.

Его проявле­ния необычайно разнообразны и ярки, как в различных национальных школах, так и у отдельных мастеров. 17 в. принадлежат величайшие ма­стера реализма — Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфт- CKiiii. В 17 в. на первое место выступают те национальные школы, в искусстве которых были достигнуты высшие творческие результаты. Италия, Испа­ния, Фландрия, Голландия, Франция быстро становятся влиятельными художественными центрами.В других европейских странах — Англии, Германии, Австрии, Чехии, Польше, Дании художественная культура со­храняет отпечаток локальных свойств и взаимосвязи с традицией пред­шествующих эпох. Происхождение термина «барокко» нe установлено (в переводе с итальянского — странный, вычурный). Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени.

В эту эпоху завершился процесс локали­зации больших национальных художественных школ, своеобразие кото­рых определялось как условиями исторического развития, так и худо­жественной традицией, сложившейся и каждой стране — Италии, Фланд­рии, Голландии, Испании, Франции.

Это позволяет рассматривать 17 в. как новый этим в истории искусства. Национальное своеобразие не исклю­чало, однако, общих черт. Развивая во многом традиции энохи Возрожде­ния, художники 17 в. значительно расширили круг своих интересов и углубили познавательный диапазон искусства.По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 в. сложнее, проти­воречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтиче­ское восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым.

Но образ человека остает­ся по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в про­изведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознаю­щему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.В нем обнаруживается бесконечное разнообра­зие и богатство внутреннего мира, ярче и определеннее выступают нацио­нальные черты, показывается его место в обществе.

Реальная жизнь рас­крывается художниками 17 в. в многообразии драматических коллизий и конфликтов, гротескно-сатирических и комедийных ситуаций.В лите­ратуре это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Ломе де Вега, Кальдерон, Корпель, Расин, Мольер). Художественная культура 17 и. отражает сложность эпохи, подготовив­шей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отно­шении странах Европы.

К началу 17 в. утверждаются революционные завоевания в Голландии — первой капиталистической стране Европы. В Англии совершается буржуазная революция 1640—1660 гг. общеевро­пейского масштаба. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Служа интересам феодального дворянства, французский абсолютизм протекционистской политикой обеспечил рост буржуазии.Однако феодализм был еще прочен.

Испании, бывшая в 16 в. сильнейшей державой мира, превратилась в одно из отсталых реакционных государств Европы. В Италии и Германии при сохранении феодальной раздробленности формируется мелкодержавный княжеский деспотизм. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией. В борьбе за прогрессивный путь развития европейских государств важ­ную роль играли народные движения.Протест народных масс против абсолютистского гнета и хищничества эпохи первоначального накопления составлял основное содержание общественной жизни 17 в. Развитие куль­туры и той или иной степени испытывало ее воздействие.

Выступления передовых мыслителей против феодализма были связаны с критикой католической церкви, вновь усиливающей свое влияние и ско­вывающей общественную мысль.В то же время общий подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейб­ница. Декарта в математике, астрономии, физике, философии способство­вали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спино­за), расширению и углублению представлений о природе и вселенной.

В то время как для ученых эпохи Возрождения установление закономерностей явлений основывалось на опытном наблюдении единичного, индивидуаль­ного, мыслители 17 в. исходили в своих научных теориях из целостных систем и взглядов на мир.