В.В. Маяковский

Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.

Хотя книга посвящена преимущественно поэзии раннего Маяковского, в ней содержатся обширные выходы в его творчество 1920-х годов, дается во многом новое прочтение его стихов и поэм, анализ поэтики. Значительное место в книге занимает проблема связей Маяковского с традициями русской и мировой культуры.

Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974. С. 372-468.

Детальная характеристика вольного и акцентного стиха Маяковского в сравнении со стихом его современников.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.

В книге решительно опровергаются привычные представления о поэте, в творчестве и духовном облике которого автором многое не принимается. Книга написана увлекательно, темпераментно, однако есть смысл ознакомиться и с доводами ее критиков Ал. Михайлова (Маяковский: кто он? // Театр. 1989. № 12) и В. Ковского (Желтая кофта Юрия Карабчиевского: Заметки на полях одной книги // Вопросы литературы. 1990. № 3).

В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.

Свод воспоминаний о жизни поэта от ранних лет до момента трагического ее завершения. Среди авторов книги - известные деятели русского искусства: С. Эйзенштейн, Вс. Мейерхольд, Д. Шостакович, Н. Асеев и др.

Михайлов Ал. Точка пули в конце. Жизнь Маяковского. М., 1993.

Книга представляет собой документально-художественное повествование о жизни Маяковского на фоне революционных событий в России. В ней использованы ранее неизвестные материалы, проливающие свет на загадку необычной любви и смерти поэта, приведено немало фактов из литературной жизни первой трети XX века.

Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

Книга посвящена вопросам поэтики, культуры стиха Маяковского, ее преемственной связи с классической традицией, с поэзией и искусством его современников, в частности, с авангардной живописью начала века.