Шримад Бхагаватам, Песнь 11, Глава 25. «Три стихии материальной природы».

«Верховная Божественная Личность сказал: О лучший среди людей, пожалуйста, выслушай, как живое существо обретает свою конкретную природу благодаря контакту с материальными стихиями».

«Контроль чувств и ума, терпимость, разум, исполнение предписанного долга, правдивость, милосердие, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность при всех обстоятельствах, щедрость, отрешенность от чувственных наслаждений, вера в духовного учителя, чувство стыда, возникающее при совершении недостойного поступка, благотворительность, простота, смирение и внутренняя удовлетворенность – это качества стихии добродетели».

Материальные желания, большие усилия, дерзость, неудовлетворенность достигнутым, ложная гордость, молитвы о материальном прогрессе, отношение к себе как к чему-то особенному и лучшему, чем другие, чувственные наслаждения, поспешное стремление сразу дать отпор, любовь к похвале, склонность надсмеиваться над другими, бахвальство и применение силы в качестве оправдания своих поступков – это качества стихии страсти.

«Нетерпимый гнев, язвительность, слова, неподтвержденные авторитетом священных писаний, ненависть, сопровождаемая насилием, паразитический образ жизни, лицемерие, хроническая усталость. ссоры, сожаления, иллюзия, недовольство, депрессия, излишний сон, ложные ожидания, страх и ленность составляют основные качества стихии невежества. Теперь, пожалуйста, выслушай о сочетании этих трех стихий».

«Мой дорогой Уддхава, сочетание всех трех стихий содержится в менталитете «Я» и «Мое». Все обычные процессы в этом мире, которые совершаются посредством ума, объектов чувственного восприятия, чувств и воздушных потоков физического тела, также на сочетании этих стихий».

Когда человек посвящает себя религиозности, экономическому развитию и чувственным наслаждениям, то вера, богатство и чувственные удовольствия, получаемые в результате его усилий проявляют взаимодействие трех стихий природы».

«Когда человек, желает чувственных удовольствий, будучи привязан к семейной жизни, и когда он для этого принимает определенные религиозные и профессиональные обазанности, проявляется определенное сочетание стихий природы».

«Человек, проявляющий такие качества как самоконтроль, считается находящимся главным образом в стихии добродетели. Подобным образом, человека в страсти можно определить по его вожделению, а в невежестве – по таким качествам, как гнев».

«Любой человек, будь то мужчина или женщина, который поклоняется Мне с любовной преданностью, посвящая Мне свои предписанные обязанности без материальных привязанностей, считается находящимся в добродетели».

«Когда человек поклоняется Мне посредством своих предписанных обязанностей с надеждой обрести материальные блага, следует понимать, что его природой является страсть. А тот, кто поклоняется Мне с желанием совершить насилие над другими – в невежестве».

«Три стихии материальной природы – добродетель, страсть и невежество – оказывают влияние на живое существо, но не на Меня. Проявляясь в уме живого существа, они побуждают его привязываться к материальным телам и другим созданным объектам. Таким образом живое существо связывается по рукам и ногам».

«Когда стихия добродетели, светоносная, чистая и благоприятная, преобладает над страстью и невежеством, человек обретает счастье, добродетель, знание и другие хорошие качества».

«Когда невежество и добродетель побеждает стихия страсти, приводящая к привязанности, сепаратизму и активности, человек начинает трудиться, не покладая рук, ради престижа и богатства. Таким образом в стихии страсти он испытывает беспокойства и борьбу с препятствиями».

«Когда страсть и добродетель побеждает стихия невежества, она покрывает сознание человека и приносит ему глупость и тупость. Впадая в скорбь и иллюзию, человек в стихии невежества спит больше, чем следует, предается ложным надеждам и совершает насилие против других».

«Когда сознание становится ясным и чувста непривязанными к материи, человек испытывает бесстрашие в материальном теле и отрешенность от материального ума. Следует понимать, что такая ситуация является результатом преобладания стихии добродетели, в которой человек получает возможность осознать Меня».

«Стихию страсти следует отличать по ее проявлениям – искаженный разум вследствие чрезмерной деятельности, неспособность воспринимающих чувств оторваться от мирских объектов, нездоровое состояние действующих физических органов и замешательство ума».

«Когда высшие функции сознания начинают уходить и в конце концов исчезают совсем, в результате чего человек не в состоянии сосредоточить внимание, его ум разрушается и проявляет невежество и и депрессию. Следует понимать, что подобная ситуация является результатом влияния стихии невежества».

«С увеличением стихии добродетели, подобным образом, увеличивается сила полубогов. Когда увеличивается страсть, становятся сильными демоны. А с увеличением невежества, о Уддхава, увеличивается сила самых злых сил».

«Следует понимать, что бодрствование проистекает из стихии добродетели, сны – из стихии страсти, а глубокий сон – из стихии невежества. Четвертое состояние сознания пронизвает эти три и является трансцендентным».

«Знающие люди, преданные Ведической культуре, благодаря стихии добродетели возвышаются до все более высоких положений. С другой сторны, стихия невежества сбрасывает человека вниз головой во все более низкие рождения. А под влиянием стихии страсти живое существо продолжает перевоплощаться в человеческих телах».

«Те, кто оставляют этот мир в стихии добродетели, отправляются на райские планеты. Те, кто уходят в стихии страсти, остаются в мире людей. А те, кто умирают в стихии невежества должны отправиться в ад. Но те, кто свободны от влияния всех стихий природы, приходят ко Мне».

Действия, совершаемые как подношение Мне, без привязанности к плодам, считается совершаемой в стихии добродетели. Действия, совершаемые с желанием наслаждиться результатами, совершаются в стихии страсти. А действия, побуждаемые насилием и завистью, совершаются в стихии невежества».

«Абсолютное знание лежит в стихии добродетели, знание, основывающееся на двойственности – в стихии страсти, а глупое, материалистичное знание лежит в стихии невежества. Знание же, основанное на Мне, однако трансцендентно».

«Жизнь в лесу – в стихии добродетели, в городе – в страсти, в месте, где играют в азартные игры – в невежестве, а в месте, где живу Я – траснцендентна».

«Совершающий какую-то деятельность человек, свободный от привязанности, пребывает в стихии добродетели, человек, ослепленный личными желаниями – в стихии страсти, а человек, совершенно не в состоянии отличить хорошее от дурного – в стихии невежества. Но тот, кто действуя, принял прибежище во Мне, трансцендентен к стихиям природы».

«Вера, нацеленная к духовной жизни лежит в стихии добродетели, вера, имеющая своими корнями деятельность ради ее плодов – в стихии невежества, вера, коренящася в безбожной деятельности – в стихии невежества, но вера в преданное служение Мне полностью трансцендентна».

«Пища цельная, чистая и получаемая без больших усилий находится в стихии добродетели, пища, которая дает немедленное удовлетворение чувствам лежит в стихии страсти, а пища нечистая и увеличивающая страдания, лежит в стихии невежества».

«Счастье, черпаемое внутри себя, лежит в стихии добродетели, счастье, основанное на чувстенных наслаждениях – в стихии страсти, а счастье, основанное на иллюзии и деградации – в стихии нвежества. Но счастье, которое черпается во Мне, – трансцендентно».

«О лучший из людей, все состояния материального бытия связаны со взаимодействем между наслаждающейся душой и материальной природой. Все, что человек видит, слышит, или даже лишь думает в своем уме, – все без исключения составляет стихии материальной природы».

«О благородный Уддхава, все эти различные фазы обусловленной жизни проистикают в результате действий, порожденных стихиями материальной природы. Живое существо, побеждающее эти стихии, которые проявляются из ума, может посвятить себя Мне с помощью метода преданного служения и таким образом достичь чистой любви ко Мне».

«Поэтому, обретя эту человеческую форму жизни, которая позволяет обрести полное знание, разумным людям следует осободиться от всего осквернения стихиями природы и исключительно заниматься любовным служением Мне».

«Мудрец с ясным разумом и свободный от соприкосновения с материальным, должен обуздать свои чуства и поклоняться Мне. Он должен победить стихии страсти и невежества, занимаясь лишь тем, что лежит в стихии добродетели».

«Тогда, утвердившись в преданном служении, мудрец должен победить и материальную стихию добродетели, став безразличным ко всем стихиям. Так с умиротворенным умом, духовная душа, свободная от стихий природы, оставляет саму причину своей обусловленной жизни и достигает Меня».

«Свободное от токой обусловленности умом, и от стихий материальной природы, порожденных материальным сознанием, живое существо становится полностью удовлетворенным, воспринимая своими чувствами Мой трансцендентный облик. Оно больше не ищет наслаждения во внешней энергии. Оно даже не думает про себя и не помнит о подобных наслаждениях».

Задание 111. Каковы основные характиристики трех стихий материальной природы и как они называются на санскрите?

Задание 112. Каково место стихии добродетели в жиззни преданного?

Задание 113. Как следует пользоваться знанием о трех стихиях природы в практической жизни?

Задание 114. Каковы основные проявления трех стихий природы в различных аспектах нашей жизни?

Задание 115. Проанализируйте сегодняшний (или вчерашний, если еще утро) день – под влиянием каких стихий Вы находились на протяжении различных его отрезков? Объясните, почему.

Задание 116. На примере того же дня покажите, как бы вы смогли пройти через все те же ситуации, если бы находились вне влияния трех стихий – на уровне чистого преданного служения Кришне.

Задание 117. Какие аспекты своей повседневной жизни и как Вам нужно изменить, чтобы действовать в стихии добродетели для удовлетворения Кришны?