Обусловленная душа: падение дживы, предопределенность, свобода воли и закон кармы

Итак, живое существо или джива по своей природе является вечным слугой Кришны. Джива принадлежит к таташтха-шакти или пограничной энергии Господа. Джива обладает качествами духовной энергии, но будучи очень крошечной и находясь на границе, она имеет тенденцию попадать под влияние либо материальной, либо духовной энергии. Можно привести такую аналогию. Наверняка, Вы имели возможность наблюдать за стекающими по стеклу каплями дождя где-нибудь в автобусе или трамвае. Часто можно увидеть такую картину: рядом с текущим ручейком находится небольшая капелька, которая через короткое время притягивается к этому ручейку и вливается в общий поток. Если капелька находится между двух ручейков, то она обязательно притянется к одному из них.

Таким образом дживы принадлежат к двум категориям: вечно обусловленные (нитья-сиддхи) и вечно освобожденные (нитья-баддхи). Промежуточное положение (между двух «ручейков») – в брахмаджьоти, на границе между духовным и материальным миром, является нестабильным. В Бхагаватам подтверждается, что майавади не в силах найти удовлетворение в безличном Брахмане и поэтому падают обратно в материальный мир, в то время как удачливые брахмавади, получив возожность общения с чистыми преданными, возвышаются дальше до планет духовного мира. Этому можно видеть много практических примеров, когда одни так называемые йоги после многих лет практики асан и медитации в конце концов возвращаются «в мир» и начинают заниматься мирской благотворительной деятельностью, в то время как другие притягиваются личностью чистого преданного, и начинают очень быстро продвигаться в сознании Кришны.