Трансцендентная раса

Слову раса трудно подобрать адекватный перевод на русский язык, как, впрочем, и на любой другой язык мира. После долгих раздумий и обсуждений мы сошлись на том, что самым удачным эквивалентом будет слово «наслаждение». Полное же описание будет таким: раса – это нечто сладкое, сочное, жидкое, вкусное, его можно вкушать, наслаждаться им, оно может использоваться как в собирательной форме, так и иметь единственное и множественное число. Английский эквивалент этого слова, использовавшийся еще Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати – mellow. Этот перевод также не полон, но даже и этот английский термин трудно адекватно перевести на русский язык одним словом.

Когда с уровня бхавы преданный поднимается до уровня премы, его трансцендентные эмоции преданного становятся более глубокими и превращаются в уникальную «субстанцию» – трансцендетную расу. Напомним, что подобная раса или наслаждение – это наслаждение наслаждением Кришны и является синонимом беспримесного преданного служения Господу. Оно не является отдельной целью преданного – это неотъемлимая составляющая бхакти на уровне премы и не имеет ничего общего с привычными нам чувственными наслаждениями или мирскими расами.

Раса представляет из себя трансцендентный коктейль из пяти эмоциональных ингридиентов: вибхава, анубхава, саттвика-бхава, вйабхичари-бхава и стхайи-бхава. Вибхвава охватывает «механизм» проявления духовных эмоций. Она включает в себя Кришну, самого преданного и стимулы его любовного преданного служения, такие как облик Кришны, Его качества, звук Его флейты, Его преданные и др. Анубхава – это «выходы» трансцендентных эмоций, такие как танец, смех, громкое пение, зевота и др. Саттвика-бхава – это непроизвольные эмоциональные проявления в теле преданного. Они включают в себя оцепенение, испарину, вставшие дыбом волосы на теле, дрожь в голосе, трепет, изменение цвета кожи, слезы и опустошенность. Вйабхичари-бхава – это всплески эмоций, которые охватывают преданного, сменяя одни другими: досада, сожаление, смирение, волнение, ярость, дерзость и многие другие. Стхайи-бхава – это непрерывное, «фоновое» эмоциональное состояние, соответствующее одному из пяти видов взаимоотношений с Кришной – нейтральных, дружеских и др. – о которых мы вкратце говорили выше.

Существует пять основных рас: нейтральная, слуги, дружеская, родительская и супружеская, а также семь дополнительных: расы смеха, изумления, рыцарства, сострадания, гнева, страха и отвращения. Каждой из этих рас соответствуют свои разновидности проявления пяти видов бхавы. Основные расы существуют постоянно, но временами они отходят на задний план, успупая место дополнительным расам. Теологии расы посвящено множество произведений наших ачарьев, начиная с Бхакти-расамрита-синдху (в переводе Шрилы Прабхупады – «Нектар Преданности») и Удджвала-ниламани Шрилы Рупы Госвами. На нашем уровне дальнейшее углубление в эту возвышенную тему будет чисто умозрительным. Расы не изучают, их вкушают, для чего необходимо находиться на соответствующем уровне.

Стремление к мирскими наслаждениям или расам под вывеской псевдо-трансцендентных взаимоотношений с Кришной называется пракрита-сахаджией и сравнивается с ведьмой, которая душит хрупкий росток бхакти начинающего преданного. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада строго предостерегали нас против проявления подобных тенденций. Само по себе то, что мы можем испытвать какие-то сентименты по отношению к Кришне, – это неплохо, потому что, в конце концов, они направлены на Господа. Причем кто-то просто по своей природе (как правило, женщины) более эмоционален, кто-то менее эмоционален (как правило, мужчины). Следует правильно понимать их природу: это материальные эмоции, которые по милости Шрилы Прабхупады, мы смогли направить на Кришну. В них присутствует оттенок желания наслаждаться Кришной, но будучи направлеными на Господа, они постепенно очистятся. При этом важно следовать двум правилам. Первое – это хранить их при себе и избегать вынесения их напоказ. Смирение – это естественная черта преданного. И второе – это не поволять эмоциям овладевать умом и отклонять Вас от строгого следования правилам и предписаниям преданного служения или побуждать выдумывать новую философию. Строгое следование наставлениям, полученным от Шрилы Прабхупады – ключ к успеху на пути духовного прогресса.

Задание 149. Назовите на санскрите и кратко опишите пять основных видов взаимоотношений с Кришной

Задание 150. Чем отличаются мирские эмоции от трансцендентных?

Задание 151. Опишите какой-нибудь случай личного переживания эмоций, связанных с Кришной или преданным служением.

Задание 152. Как правильно относиться к своим эмоциям, возникающим в ходе преданного служения?