Цель ведической литературы

Основное назначение ведической литературы – поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше). Как правило, ученые согласны в том, что цель индийской мысли – это достижение истины, «знание которой ведет к свободе». «Каждое индийское учение – это поиск истины, не академического ‘знания ради знания’, а истины, которая сделает свободными всех людей». «Дествительно, индийская мысль стремится не к информации, а к трансформации». Бхагавад-гита описывает знание как «...признание важности самореализации и философский поиск Абсолютной Истины». Но пока люди думают, что их путь – это путь материального счастья, они не будут искать способов преобрахования себя. Поэтому сначало необходимо прийти к пониманию еще одной истины: «...осознанию того, что рождение, старость, смерть и болезни есть зло». (Бхагавад-гита 13.9) Ведическая литература бескомпромиссно отстаивает представления о том, что несмотря на все видимые удовольствия, материальная жизнь означает страдание. Ведическое знание предназначено для того, чтобы избавить искреннего ученика от этого страдания.

В Бхагавад-гите (8.16) говорится: «От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей – все они есть место страданий, где повторяются рождение и смерть». Кроме повторяющихся страданий рождения, смерти, старения и болезниейф, ведические Писания говорят также о трех других видах страданий: страданиях, приносимых телом; страданиях, приносимых другими живыми существами и страданиях, приносимых природными условиями (холодом, жарой, наводнениями, землетрясениями и прочими стихийными бедствиями). Ведические учителя утверждают, что даже если эти страдания отсутствуют, никто не может обрести счастья в этом материальном мире – силы времени и смерти вынуждают каждого покинуть свое место. На санскрите Землю называют Мритьюлока – обитель смерти. Ее также определяют эпитетами духкхалаям – место страданий и ашашватам – преходящая. (Бхагавад-гита 8.15)

Услышав такой уничтожающий анализ жизни в материальном мире, Альберт Швейцер назвал ведическую философию философией «миро- и жизнеотрицания». Другие утверждали, что Веды учат пессимизму и фаталистической покорности. Но если более пристально взглянуть на учение Вед, можно понять, что они учат прямо противоположному; они утверждают, что цель человеческой жизни не в том, чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы бороться за вечное счастье. Для людей, которые следуют ведической формуле, жизнь означает возможность победить смерть. По ведическим представленям, человек отрицает жизнь как раз тогда, когда отождествляет себя с иллюзорным материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной реальностью. Такие люди упускают возможность, предоставленную человеку – возможность вопрошать о Высшем.

Первый стих Веданта-сутры одновременно утверждает и призывает, обращаясь к каждому: «Итак, пришло время исследовать Абсолютную Истину». Веды убеждают людей избрать путь освобождения. В одной из бенгальских песен преданности есть такие слова: «Господь Гауранга зовет: ‘Пробудитесь, спящие души! Сколько еще вы будете спять в объятиях ведьмы Майи (материальной иллюзии)?’

Веды описывают освобождение как особую привелегию, которая дана человеку, но не низшим видам жизни. Поэтому человеческое тело сравнивается с кораблем, на котором можно пересечь океан перевоплощений. Опытный учитель, изучивший Веды, подобен капитану, а ведические гимны – попутному ветру. Человека, который не пересекает океана и не достигает вечного освобождения, Веды наызвают неразумным, ибо любое знание, которое не ведет к избавлению от страданий, ведическая философия считает бессмысленным. Брихад-араньяка Упанишад гласит: «Тот, кто не решает проблем жизни, как подобает человеку, и кончает свои дни, как кошка или собака, не постигнув науку самореализации – несчастрнейший из людей».