Четыре Веды

Слово Веда означает «знать». Оно относится к знанию, имеющему Божественное происхождение. Веды в основном, являются гимнами, исполнявшиеся жрецами во славу богов. Многие века эти гимны не записывались. Риг-веда, «Веда хвалы», состоит из 1017 гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня, и Индру, бога дождя и небес. Пользоваться этими гимнами могут только люди, сведущие в духовных вопросах. Яджур-веда, известнгая как «Веда жертвоприношений», содержит инструкции по проведению жертвоприношений. Сама-веда, «Веда песнопений», состоит из 1549 стихов, многие из которых встречаются в другом контексте в Риг-веде. Сама-веда особенно прославляет небесный напиток сому. Атхарва-веда содержит различные песни и обряды, по большей части предназначенные для излечения болезней. Хотя ведические ритуалы необычайно сложны, многие ученые смотрят на них, как на грубые заклинания невежественных дикарей. Оспаривая это мнение, Айнсли Эмбри пишет: «Слово Веда означает «гимны». Поэтому они не являются духовным откровением сердца примитивного дикаря на заре человеческой истории, как иногда считают; это достижение высокоразвитой религиозной системы».

Как правило, людей привлекает раздел под названием карма-канда, где описаны действия, возносящие человека на райские планеты. Утверждается, что если человек желает подобных материальных благ, он должен совершать жертвоприношения, описанные в Ведах. Не понимая истинной ведической сиддханты, многие люди думают, что раздел карма-канда и есть конечная их цель.

Четыре Веды поощряют удовлетворение материальных желаний через поклонение полубогам. Например, желающие наслаждаться сексом поклоняются царю небес Индре, а те, кто хочет иметь хорошее потомство, должны почитать великих прародителей, Праджапати. Кто ищет удачи, должен поклоняться богине Дурге, а тот, кто жаждет силы, должен почитать Агни, бога огня. Стремящийся к богатству должен почитать Васу, а тот, кто хочет, чтобы его тело было сильным – Землю. В любом случае, ведическая литература говорит о полубогах не как о продукте воображения, но как о наделенных властью исполнителях высшей воли, управляющих делами вселенной. Природа не действует сама по себе, за любым ее проявлением стоит личность. Например, Индра распределяет выпадение дождей, а Варуна ведает морской стихией.

Однако следует заметить, что ни один из этих богов – а их насчитывается около тридцати трех миллионов – не равер Бхагавану, Всевышнему. Жертвенные гимны, возносимые полубогам, в большинстве случаев заканчиваются словами ом тат сат. Риг-веда (1.2.22.20) утверждает: «Полубоги всегда взирают на эту верховную обитель Вишну». Бхагавад-гита подтверждает это: «От начала творения эти слова (ом тат сат) употребляются для обозначения Высшей Абсолютной Истины (Брахмана) Брахманы произносили их для того, чтобы удовлетворить Всевышнего, когда пели ведические гимны и во время жертвоприношений».

Эти три слова (ом тат сат) указывают на Абсолютную Истину, Верховного Бхагавана (Вишну). Их произносят, чтобы жертвоприношение увенчалось успехом. Некоторые ученые удивляются, обнаруживая, что Пураны описывают Господа Вишну (или Господа Кришну) как высший аспект Абсолютной Истины, тогда как Веды, как будто, не подчеркивают этого. А потому многие ученые делают вывод, что популярность Вишну возросла с течением времени. Но в действительности Веды выделяют слова ам тат сат, ом тад вишнох. Когда бы ни совершалось поклонение полубогам (Индре, Варуне и другим)Ч, тобы оно было успешным, необходимо почтить Вишну. В Бхагавад-гите Кришна утверждает, что все блага, даруемые полубогами, на самом деле «дает только Он один». Поскольку четыре Веды предназначены, в основном, для достижения материального благополучия, а Вишну – Господь освобождения от материальной иллюзии, большинство жертвоприношений, рекомендуемых в них, предназначены полубогам, а не Вишну. Но произнося ом и ом тад вишнох, даже те, кто следуют карма-канде, признают Вишну изначальным благодетелем.

В Бхагавад-гите Кришна неодобрительно отзывается о последователях четырех Вед, которым неведома конечная цель жертвоприношений: «Люди скудных знаний прельщаются цветистыми словами Вед, в которых рекомендуется совершать различные кармические действия для вознесения на райские планеты, для рождения в знатной семье, для обретения могущества и т.д.»

Ведичесвкая сиддханта, установленная в Бхагавад-гите, соответствует сиддханте четырех Вед, хотя в Ведах она не находит такого полного развития. И все же в Ведах содержится много указаний на превосходство Верховного Бхагавана. Это утверждает Атхарва-веда: «Верховная Личность пожелала создать живые существа, и Нарайана создал все живые существа. От Нарайаны родился Брахма, Нарайана создал всех Праджапати (патриархов), Нарайана создал Индру». И еще: «Именно Кришна вначале наставил Брахму В ведическом знании и распространял это знание в прошлом». Веды уточняют: «Сын Деваки, Кришна являетяс Верховной Личностью». В другом метсе мы нходим: «В начале творения существовала только Верховная Личность, Нарайана. Не было ни Брахмы, ни Шивы, ни огня, ни луны, ни звезд, ни солнца. Существовал только Кришна, который сотворил все и наслаждается всем».

Бхагаван Кришна так описывает четыре Веды:

«Веды, главным образом, имеют дело с тремя стихиями материальной природы, О Арджуна! Поднимись на дними. Освободись от всякой двойственности и от всех беспокойств, которые приносит стремление к приобретению и безопасности. Утвердись в своем «я»».

Хотя раздел Вед карма-канда и содержит указания, следуя которым можно достичь материального благополучия, в действительности Веды предназначены для духовного развития. Когда человек проходит через все, что раздел карма-канда может предложить для удовлетворения чувств, он получает возможность духовного понимания в форме Упанишад.