Упанишады

Упанишады представляют собой собрание 108 философских сочинений. Слово упа-ни-шат означает «сидеть вблизи» и указывает на ученика ,сидящего поблизости от своего гуру и вмнимательно слушающего его, чтобы постичь трансцендентную ведическую мудрость. Таки мобразом, Упанишады знаменуют начало трансцендентной жизни.

Основной вклад Упанишад состоит в том, что они устанавливают нематериальность Абсолюта. Они описывают Брахман как вечную непроявленную реальность, из которой исходят все проявления этого мира, и в которой они вечно пребывают. Брахман недоступен для восприятия материальными чувствами, его описывают как ниргуна (не имеющий качеств) и арупа (не имеющий формы). По словам Брихад-араньяка Упанишад (3.9.26) Бразхман «непостижим, потому что его невозможно объять». Таким образом мудрость Упанишад явно выше того, с чем имеет дело карма-канда четырех Вед, потому что: «цель религии – это не достижение земного и небесного счастья с помощью правильного совершентия жертвоприношений богам, но освобождение от необходимости рождаться вновь растворение в Брахмане, являющеееся результатом истинного знания». Хотя Упанишады придают особое значение медитации на безличный Брахман, они не противоречат сиддханте, конспективно изложенной в Бхагавад-гите. Упанишады не отрицают, что Абсолютная Истина имеет качества личности. Отрицая, что Бог является материальной личностью, Упанишады на самом деле утверждаеют духовную природу личности Бога. Например, Шветашватара Упанишад (3.19) ясно объясняет, что у Абсолютной Истины нет материальных рук и ног, но у Него есть духовные руки, которыми Он принимает все, что Ему предлагается; аналогично этогму, Бхагаван не имеет материальных глаз, но Он, воистину, имеет духовны глаза, которыми Он видит все. Далее, хотя Он не имеет материальных ушей, ОН слишит все и, обладая всесовершенными духовными чувствами, Он знает прошлое, настоящее и будущее.

Существует множество подобных ведических гимнов, утверждающих, что Верховная Абсолютная Истина – личность, не принадлежащая к этому материальному миру. Например, Хайаширша Панчаратра объясняет, что хотя почти каждая из Упанишад вначале описывает Верховного Брахмана безличным, в конце описания неожиданно проступают личные черты Бхагавана. Как отмечает Иша Упанишад, Верховная Абсолютная Истина вечно личностна и безлична. Во вступлении к Брихад-араньяка Упанишад говорится: «То (Верховное существо) есть целое – это (вселенная) есть целое. Целое порождает целое». Шветашватара Упанишад утверждает: «Я знаю великого Пурушу, светозарного, как солнце, и неподвластного тьме». Айтарея Упанишад (1.1.2) описывает верховного повелителя как энергетическую причину: «Он сотворил эти миры...» Это подтверждает и Прашна Упанишад. Как утверждает Катха Упанишад: «Вечный среди вечных, среди свсех сознаний – Сознание... дарящий плоды (деятельности всем) дживам».

Кроме осознания Брахмана и Бхагавана Упанишады также говорят об осознании промежуточной локализованной формы, Параматмы (Сверхдуши). Мундака, Шветашватара и Катха Упанишады утверждают, что в сердце каждого живого существа пребывает как индивидуальная атомарная джива, так и Сверхдуша (Параматма). Они подобны двум птицам, сидящим на дереве тела. Одна из птиц (индивидуальная джива) вкушает плоды дерева (то есть, наслаждается чувствами), а другая птица (Параматма) просто наблюдает за ней. Забвение дживой своих отношений с Параматмой является причиной ее перемещения с одного дерева на другое (это называется процессом перевоплощении души). И Катха и Шветашватара Упанишады дают следующий комментарий: хотя обе эти птицы находятся на одном дереве, птица, которая вкушает плоды, полносью поглощена своим наслаждением. Но если так или иначе она оброатит свое лицо к своему другу, Господу, и осознает Его славу, она тотчас же избавится от всех своих тревог.

Мы видим во всех Упанишадах, что индивидуальная джива и Параматма – Сверхдуша, сохраняют свою индивидуальность, хотя они и достигают своего рода единения, когда джива соглашается действовать по воле Параматмы. В любом случае, ни Верховная Параматма, ни индивидуальная джива никогда не утрачивают своей индивидуальности. Это важно, потому что, как мы увидим в дальнейшем, концепция бхакти, на которой делается акцент в Бхагавад-гите, теряет смысл, если джива полностью сливается с Верховным Брахманом. По мере развития бхакти развиваются любовные отношения между индивидуальной дживой и Верховной личностью, Бхагаваном. Ни в коем случае мы не должны путать дживу с верховным пурушей. Если кто-либо путает их или пытается слить их воедино, он утрачивает конечную сиддханту ведической литературы.

Описывая антиматериальные качества (ниргунатва) Абсолюта, Упанишады готовят почву для правильного понимания трансцендентной личности (Бхагавана() который владеет всеми духовнми богатствами и является конечным объектом всех форм медитации и бхакти (преданности).