В преддверье Вриндавана

Среди бесчисленных планет Вайкунтхи выделяется одна – Голока. Эта высшая планета духовного мира делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван. Эта планета считается высшей, поскольку к айшварье, или осознанию непревзойденного великолепия и величия Господа, здесь добавляется вкус мадхурьи – особой сладости или близости взаимоотношений.

Если на Вайкунтхе преданные поклоняются Господу как верховному господину, испытывая такие чувства, как благовейный восторг, изумление перед Его великолепием, то в Двараке атмосфера пронизана чувством дружбы. Ядавы наслаждаются общением с Кришной – шутят с Ним, обнимают Его, пускаются с Ним в различные приключения. Царицы Двараки во главе с Рохини и Сатьябхамой – Его верные жены и близкие подруги, делящие с Кришной все (духовные) «горести» и «радости». Уддхава служит Кришне как верный друг, зная о Его сокровенных переживаниях и стараясь исполнить все Его желания.

В Матхуре Васудева и Деваки испытывают близкие родительские чувства к Кришне. Помните – после того как Кришна расправился со злобным Камсой, оправившись от первоначального потрясения, Деваки посадила Кришну к себе на колени и накрыла Его голову платком сари, чтобы накормить Его молоком из своей груди. А Васудева начал обнимать Кришну и вдыхать аромат Его волос.

Но если в Двараке и Матхуре мадхурья лишь слегка присутствует, то во Вриндаване сладость и близость взаимоотношений с Кришной наводняет все и затмевает осознание Его величия и великолепия. Преданные Вриндавана просто любят Кришну.

Здесь тоже есть дружба, но эта дружба не такая, как с Ядавами. Там – это «взрослая» дружба с присущей ей дистанцией. Во Вриндаване мальчики-пастушки отчитывают Кришну: «Кришна! Так не честно! Ты програл, так что теперь неси Шридама на плечах во-он до того дерева! А то мы с Тобой водиться не будем!» – и, в страхе, что они действительно с Ним водиться не будут, Кришна покорно исполняет их желания.

Нанда и Яшода тоже испытывают к Кришне родительскую нежность. Но эти чувства никогда не оттеняются трепетом перед величием Абсолюта, который испытывают Васудева и Деваки. Иногда к ним закрадываются подозрения, что, может быть, Кришна – какой-нибудь полубог. Но так или иначе, для них Кришна – вечно маленький малыш, поэтому они стараются всячески заботиться о Нем и защищать Его от возможных опасностей.

Точно также супружеская любовь к Кришне в Двараке пронизана взаимным уважением и дистанцией, каким и должен быть ведический брак. Во Вриндаване же гопи питают к Кришне настолько пылкие и чистые романтические чувства, что аналога им нет ни в духовном мире, ни тем более в материальном – они лишены и тени эгоизма и вожделения.

Все обитатели Двараки и Матхуры прославляют любовь бриджабаси (жителей Вриндавана), а обитателям Вайкунтхи их слава просто не известна. Лакшмиджи в течение многих тысяч лет совершала суровые аскезы, чтобы родиться как гопи во Вриндаване. Но, поскольку ее привлекает роскшь и великолепие Вайкунтхе, Ей так и не удалось этого добиться. По милости Кришны Она присутствует во Вриндаване лишь как золотая линия знака Шриватса на Его груди.

Попасть в эту верховную обитель – редчайшая удача, которой невозможно достичь даже в течение многих жизней неукоснительного следования принципам преданного служения. Попасть туда можно лишь по особой милости Кришны и Его вечных спутников. И нам необычайно повезло, потому что пятьсот лет назад Кришна специально явился в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы явить эту особую милость. И вместе с Ним явились Его близкие спутники – шесть Госвами, другие ачарьи, Бхактивинода Тхакур, Шрила Бхактисиддхантаджи, и, наконец, Шрила Прабхупада. По их милости, а также по милости их верных последователей, тысячи и миллионы душ на протяжении десяти тысяч лет получат этот удивительный дар – любовь к Кришне, подобную той, что испытывают Его спутники во Вриндаване. А вместе с ней – возможность вернуться на эту самую возвышенную планету духовного мира.

Слушая описания Вриндавана, мы должны соблюдать почтительную дистанцию. Настоящий преданнй никогда не считает себя достойным постичь трансцендентную природу этих возвышенных отношений с Кришной. Он лишь надеется на возможность хоть как-то служить слугам слуг слуг Кришны и Шримати Радхарани – даже если это означает чистить картошку или мыть пол в храме здесь, в материальном мире. Он и это в совершенстве делать не умеет – что уж говорить о служении в духовном мире.

Но чистые преданные – они понимают Кришну. Поэтому слушая из их уст описания Голоки Вриндавана и осознавая, что все, что они говорят, для них является реальностью, мы сможем издалека краешком глаза также подсмотреть за этой чудесной реальностью, и почувствовать каплю того, что испытывают эти преданные. И этой капли будет достаточно, чтобы утонуть в ней, безвременно оставив все наслаждение материального мира, Брахмаджьоти и даже Вайкунтха-локи. Однако здесь не мы выбираем Кришну – здесь Кришна выбирает нас.