Глава 4

1. Об оккультизме и его возрождении имеется обширная литера­тура. Можно обратиться к таким источникам, как: Cavendish R. The Black Arts. New York, 1967; Wilson C. The Occult. New York, 1971; Heenan E. F. (ed.). Mystery, Magic, and Miracle: Religion in a Post-Aquarian Age. Englewood Cliffs, N.J., 1973; Woolly R. The Occult Revolution: A Christian Meditation. New York, 1973; Marty M. The Occult Establishment // Social Research. 1970, no. 37, pp. 212—30; Creely A. M. Implications for the Sociology of Religion of Occult Behavior in the Youth Culture // Youth and Society. 1970, no. 2, pp. 131-40; Truzzi M. The Occult Revival as Popular Culture: Some Random Observations on the Old and Nouveau Witch. // Sociological Quarterly. Winter, 1972, no. 13, pp. 16-36 (с обшир­ной библиографией); Tiryakian E. Toward the Sociology of Esoteric Culture // American Journal of Sociology. November 1972, no. 78, pp. 491-512; id. Esotérisme et exotérisme en sociologie: La sociology à 1'age du Verseau // Cahiers Internationaux de Sociologie. 1952, N 52, pp. 33-51. См. также Tiryakian E. (ed.) On the Margin of the Visible: Sociology, the Esoteric, and the Occult. New York, 1974; Galbreath R. The History of Modern Occultism: A Bibliographical Survey // The Occult: Studies and Evaluation. Bowling Green, Ohio, 1972.

2. Tiryakian E. Toward the Sociology of Esoteric Culture, pp. 498 f.

3. Ibid., p.499.

 

 

4. Об Элифасе Леви см. Cavendish R. The Black Arts. pp. 31 ff.

5. О Папюсе см. Guénon R. Le Théosophisme, histoire d'une pseudo-religion. Paris, 1921, pp. 202 ff.

6. См. Rijnbeck G. von. Un Thaumaturge au XVIIIе siècle: Marlines de Pasqually, sa vie, son oeuvre, son ordre. 2 vols. Paris, 1935, 1938.

7. О Луи-Клоде де Сен-Мартене, «Неизвестном философе», см. FaivreA. L'Esotérisme au XVIIIе siècle. Paris, 1973, pp. 188 ff., a также библиографию, р. 201, n. 125.

8. Revue Illustrée. 15 February 1890, цит. по: Meroz L. René Guénon ou la sagcsse initiatique. Paris, 1962, p. 28.

9. Cp. Cavendish R. The Black Arts, pp. 34 ff.

10. Ibid., pp. 37 ff.; cp. SymondsJ. The Great Beast. New York, 1952. См. также The Confessions of Aleister Crow ley: An Autobiography. New York, 1969.

11. Ср.: Tiryakian E. Toward the Sociology of Esoteric Culture, pp. 504 ff.

12. О Peнe Домалe см.: Biés J. Littérature française et pensée hindoue, des origines à 1950. Paris, 1974, pp. 491 ff, и библиография, pp. 670 f.

13. См., в особенности, Corbin II. En Islam iranien. 4 vols. Paris, 1971-1972.

14. Ср.: Le Forestier R. La Franc-Maçonnerie Templiére ct occultisme. Paris, 1970; Joly A, Un Mystique lyonnais et les secrets de la Franc-Maçonnerie. Macon, 1938; Rijnbeck G. van. Un Thaumaturge au XVIIе siècle; Faivre A. Kirchberger et l'illuminisme du 18е siècle. The Hague, 1966; id., Eckartshausen et la théosophic chrétienne. Paris, 1969; id., L'Esotérisme au XVIIIе siècle. Paris, 1973.

15. См. Sivin N. Chinese Alchemy: Preliminary Studies. Cambridge, Mass., 1968; ср.: Eliade M. Alchemy and Science in China // History of Religions. November 1970, no. 10, pp. 178—182. После того, как были написаны эти строки, Джозеф Нидхэм издал пятый том своей замечательной книги (Science and Civilization in China. Cambridge, Eng., 1974), посвященной «Открытию и изобрете­нию алхимии: магистерству золота и бессмертия».

16. Eliade M. The Forge and the Crucible: The Origins and Structures of Alchemy. New York, 1971; первоначально книга была издана под заглавием Forgerons et alchimistes. Paris, 1956.

17. Ср.: Eliade M. Yoga: Immortality and Freedom. New York, 1958; первоначально издано на французском языке, Paris, 1954; Bharati

 

 

Л. The Tantric Tradition. London and New York, 1963; Wayman A. The Buddhist Tantras. New York, 1973.

18. См. Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. New York, 1964; первоначально издано на французском языке, Paris, 1951; ср.: библиография, pp. 518—569.

19. Чтобы показать широкий интерес к шаманизму, я упомяну толь­ко две публикации последнего времени: Hallucinogens and Shamanism (ed. Harner M. J.). New York, 1973, и великолепный выпуск Artscanada, nos. 184—187 December 1973/January 1974, под заглавием Stones, Bones, and Skin: Ritual and Shamanic Art, с многочисленными иллюстрациями.

20. Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. Chicago, 1964; id., The Hermetic Tradition in Renaissance Science // Singleton C. S., ed. Art, Science and History in the Renaissance. Baltimore, 1967, pp. 255-274; id., The Theatre of the World. Chicago, 1967; id., The Rosicrucian Enlightenment. London, 1972. См. также French P.J., Dee J. The World of Elizabethan Magus. London, 1972.

21. См. ниже, гл. 5, Some Observations on European Witchcraft.

22. Ginsburg C. I benandanti. Turin, 1966.

23. Срв. ниже, гл. 5, Some Observations on European Witchcraft.

24. Heenan E. F.(ed.) Mystery, Magic and Miracle, p. 87. См. также Christopher M. ESP, Seers and Psychics/New York, 1970, pp. 101 ff.; Truzzi M. The Occult Revival as Popular Culture, pp. 19 ff.; Tiryakian E. Toward the Sociology of Esoteric Culture, pp. 494 ff.; Marty M. The Occult Establishment, pp. 217 ff.

25. Tatian. Oratio ad Grecos 4.9; cp. Eliade M. The Myth of the Eternal Return. New York, 1954, pp. 132 ff.

26. См. Christopher M. ESP, Seers, and Psychics, pp. 109 ff.

27. Defranee P., Fischler C., Morin E. et Petrosian L. Le Retour des astrologues. Paris, 1971.

28. Tiryakian E. Toward the Sociology of Esoteric Culture, p. 496.

29. За изданной в 1969 году «Сатанинской библией» (The Satanic Bible) последовала «Искусная ведьма» (The Compleat Witch), New York, 1971. См. также заявления Лавея в книге FritscherJ. Strait from the Witch's Mouth (Heenan E. F., ed. Mystery, Magic and Miracle, p. 89—107). Профессор Э. Дж. Моуди, который в течение двух с половиной лет был членом Первой Церкви Сата­ны в Сан-Франциско, опубликовал свои наблюдения в замеча­тельной статье: Moody E.J. Magical Therapy: An Anthropological

 

 

Investigation of Contemporary Satanism // Religious Movements in Contemporary America (ed. Zaresky I. I., Leone M. P). Princeton, 1974, pp. 355—382. По словам Моуди, «будущий сатанист объяс­няет свою проблему в терминах недостатка могущества» (р. 364):

«Кроме обучения новичка сатанинской магии, его собратья кол­дуны и ведьмы внушают ему, что он «злой», но определение «зла» изменено... Его поощряют в высказывании своих злых (отклоняющихся от нормы) мыслей и поступков и, вместо осуж­дения, хвалят за них. Одним из догматов сатанинской теологии является то, что зло относительно и связано с временем и мес­том совершения поступка... Сатанинская церковь считает, что «маги белого света» (христиане) объявили грехом естествен­ные человеческие побуждения, чтобы знать наверняка, что люди будут грешить. Затем они, поставив спасение в зависимость от веры в христианство, «поймали народ на эту удочку» и, таким образом, сделали его зависимым от христианской церкви. Сатанисты же, наоборот, призывают своих новых членов наслаж­даться своей человеческой природой, дать волю своим естествен­ным порывам и предаваться своим желаниям без страха или чувства вины. Членам этой церкви постоянно напоминают, что человек — это животное, их призывают сбросить узы христиан­ства и заново открыть для себя радость жизни» (р. 365).

Разумеется, эта радость жизни органически связана с безу­держной сексуальностью. Здесь угадывается схема старых ев­ропейских аморалистских движений, а также черты более со­временных направлений (например, А. Кроу ли, Дж. Эвола и др.).

30. «16 июня 1970 года Калифорнийский университет впервые в Америке присудил степень бакалавра магии» (см.: Неепап К. Г. (ed.). Mystery, Magic, and Miracle, p. 88). См. также Truzzi M. The Occult Revival, pp. 23 ff.; Marty M. The Occult Establishment, pp. ff.; Неепап К. Г. Which Witch? Some Personal and Sociological Impressions// Mystery, Magic and Miracle, pp. 105—118; Lyons A. The Twisted Roots // Mystery, Magic and Miracle, pp. 119-138.

31. Ellwood R. S.,Jr. Religious and Spiritual Groups in Modern America. Englewood Cliffs, N.J., 1973, pp. 179 ff. См. также Larsen E. Strange Sects and Cults: A Study of Their Origins and Influence. New York, 1971; Rowley P. New Gods in America. New York, 1971; Peterson W.

 

 

J. Those Curious New Cults. New Canaan. 1973; Braden W. The Age of Aquarius: Technology and the Cultural Revolution. Chicago, 1970.

32. Ellwood R. Religious and Spiritual Groups, p. 179.

33. Ibid., p. 104.

34. Ibid., p. 203. Более сложной, пользующейся большим успехом «новой религией», применяющей терапевтические методы и ба­зирующейся на довольно претенциозной теории души с элемен­тами традиционного оккультизма, является «сайентология», ос­нованная Л. Роном Хаббардом. См. Malko G. Scientology: The New Religion. New York, 1970; Whitehead H. Scientology, Science Fiction, and Occultism // Zaresky L I., Leone M. P., eds. Religious Movements in Contemporary America, pp. 547—587.

35. Ellwood R. Religious and Spiritual Groups, p. 195.

36. Ellwood R. S. Notes on a Neopagan Religious Groups in America // History of Religions. August 1971, no. 11, p. 138. В своей брошюре «The Kore» (Feraferia, Inc., 1969) Фредерик Адаме рассказывает о вновь возникшем в Эру Водолея женском архетипе, небесной нимфе:

«Чтобы возвестить зарю Эко-Психической Эры Водолея, где бытие будет определяться празднествами, вновь возникает дол­го подавлявшийся образ божества: Веселая Дева, Мадонна, Рима, Алиса в Стране Чудес, Принцесса Озма, Джулия, Лолита, Канди, Зэзи из Метро, Бригитта, Барбарелла и Уинди — на первый взгляд, гротескное и несуразное сборище — все они — предвес­тницы Небесной Нимфы. Она одна может быть посредницей в свободном взаимодействии между тремя другими антропомор­фными божествами Святого Семейства: Великой Матерью, гос­подствовавшей в Древнем и Новом Каменном веке; Великим Отцом, основателем Ранней Патриархальной Эры; и Сыном, ко­торый выкристаллизовал ментальность мегалополиса Поздней Патриархальной Эры. Это она, Божественная Дочь Серебряно­го Полумесяца, преобразует действия Отца и Сына в целост­ность Материальной Основы Бытия, не жертвуя при этом нео­споримыми достижениями их мужского единения. Она совершает это безо всякого ущемления родительского или героического образов власти. Как восхитительно наблюдать, как она поддраз­ниванием и щекоткой побуждает Отца и Сына снова превра­титься в природных, утверждающих Жизнь языческих богов». (Цит. по: Ellwood R. Notes, p. 134.)

 

 

37. На самом деле, как указывали Теодор Роззак и Харви Кокс, вся молодежная культура (контр-культура) ориентирована на ради­кальное, «экзистенциальное» обновление (renovatio). Это явле­ние не является новостью в относительно современной европей­ской истории. Некоторые специфические черты современных молодежных движений характеризуют также и известное дви­жение молодежи в Германии перед Первой мировой войной — Wandervögel. См. Adler N. Ritual, Release and Orientation // Zaresky /., Leone M. P. (eds.) Religious Movements in Contemporary America, pp. 288-289.

38. См. Eliade M. Birth and Rebirth: Meanings of Initiation in Human Culture. New York, 1958; переиздано под заглавием: Rites and Symbols of Initiation. New York, 1965, pp. 115 ff.

39. См. Méroz L. Rėne Guėnon ou la sagesse initiatique.

40. Поспешим добавить, что это учение значительно более строго и более убедительно, чем оккультизм и герметизм XIX и XX века. Для ознакомления с этим учением см. Méroz L. Réne Guénon, pp. 59 ff., а также библиографию, pp. 661 f.

41. Guénon R. La Métaphysique orientale. Paris, 1937, pp. 12 ff.

42. См., в частности, эссе Schuon R, Pallis M., Burckhardt Т. и др. The Sword of Gnosis: Metaphysics, Cosmology, Tradition, Symbolism. Baltimore, 1974.