ИУДЕЙСКИЕ МИССИОНЕРЫ

 

 

1. См.: Г. Лившиц. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967, с. 23.

2. Сивилла, III, 596; И. Флавий. Против Апиона, II, 24.

3. V. Махiмиs. De dictis factisque memorabilibus, I, 3, 2.

4. У бл. Августина (Гр.Б., VI, II).

5. См. Ис 56, 3-7.

6. И. Флавий. Против Апиона, II, 27, ср. также II, 36.

7. Авода-Зара, I, 3.

8. Philo. De virtutibus, 211-215.

9. Тацит. История, V, 5.

10. У бл. Августина (Гр. Б., IV, 31).

11. О возвышенном, IX, 9. Пер. Н. Чистяковой. Книга «О возвышенном», которую ошибочно приписывали Лонгину, появилась в Риме в середине I в. н. э. Полагают, что автор ее был знаком с иудаизмом через Филона.

12. Страбон. География, XVI, 35.

13. У бл. Августина (Гр.Б., XIX, 23).

14. См.: И. Флавий. Против Апиона,II,7.

15. Philo. De vita Mosis, II.

16. «Мы—не торговый народ», писал Иосиф Флавий (Против Апиона, I, 60); См.: Corpus papyrorum Judaiorum, V. I; ed. by V. Tchericover. Cambridge, Mass., 1957.

17. Гекатей. Фр. 9—по Th. Reinach. 3 МаккI, 3 называет среди отступников веры Досифея. Историчность этого лица подтвердилась недавно найденными папирусами.

18. Сивилла, III, 545 сл. Из текстов Сивилл, дошедших до нашего времени, иудейским авторам принадлежит ч. III (ок. 140 г. до н.э.), ч. IV (I в. н. э.), ч. V (II в. н.э.). См.: И. Геффкен. Из истории первых веков христианства. СПб., 1908, с. 22; Н. Rоw1еу. Тhе Relevance of Apocalyptic, р. 68, J. Decroix. Les oracles Sibyllins —ВТS, 1969, v. 113, р. 5-7. Отрывки из Сивилл на русском языке есть в книге Э. Ренана. «История израильского народа». Полный английский перевод см. в АРОТ, v. П, р. 377-406.

19. Сивилла. Фрагменты, I, 19.—У Феофила. К Автолику, 36.

20. Там же, I, 23.

21. Там же, III, 732 сл.

22. Там же, III, 218.

23. Там же, III, 718 сл.

24. Эти отрывки обычно датируют II в. до н. э. См.: О. Гольцман. Падение иудейского государства. Пер. с нем. М., 1899, с. 40 сл.

25. Цит. у Климента. Строматы, V, 4.

26. Еще в так наз. «Мураториевом каноне» (ок. 170 г. н. э. ). Книга Премудрости не отнесена к числу произведений Соломона, авторство его решительно отвергали бл. Августин и бл. Иероним. Последний установил, что книга была написана по-гречески. См. П. Тычинин. Книга Премудрости Соломона. —ТБ, т. V, с. 76; F. G. Wright. Wisdom. - JBS, р. 558. По общепринятому делению библеистов. Кн. Премудрости состоит из трех частей: гл. 1-5, гл. 6-10 и гл. 11-19.

27.См.: С.Трубецкой. Учение о Логосе, с. 89.

28. См.: свящ. А. Князев. Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете.—ПМ, 1955, в. X, с. 110.

29. См.: И. Флавий. Против Апиона, II, 5.

30. Мф 23, 15. Буквальный перевод этих слов с оригинала (греч.).

31.См.: J. Jeremias. Jerusalem in the Time of Jesus. London, 1976, р. 323.

32. Авода-Зара, I, л. 3.

33. См.: Philo. De vita Mosis, II, 17-24.

34. См. об этом. А. Тоупbее. А Study of History, V. 12, р. 511 ff. J. Jeremias. Jerusalem in the Time of Jesus, р. 320 ff.

35. И. Флавий. Арх. XX, 2, 5, Иевамот, 46а, 646. См.: J. Jeremias. Infant Baptism in the First Four Centures. London, 1960, р. 24-29.

36.См.: Деян 13, 16, 26, 43; 15, 29; 17, 4.

Глава двадцать седьмая