рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Александр Мень - История религии (том 6)

Александр Мень - История религии (том 6) - раздел История, Александр Мень - История Религии (Том 6)  ...

Александр Мень - История религии (том 6)

 

В поисках пути, истины и жизни

Том 6. На пороге Нового Завета

От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя

Консультант А.А Еремин

Издательство "Слово". 1993 г.

© Н.Ф. Григоренко, 1993 © В. Г. Виноградов, оформление, 1993

 

- Сторож! сколько ночи?...

- Приближается утро, но еще ночь.

Исайя 21, 11-12

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

От всей души призываю благословение Божие на этот труд. Заслуга автора в том, что он является одним из тех немногих православных исследователей, которые на деле смогли показать как принципиальную приемлемость, так и религиозную плодотворность применения не только методов, но и некоторых выводов современной библейской науки в своих изысканиях по истолкованию Священного Писания и по истории богооткровенной религии.

Исторический подход к изучению Писания и богооткровенной религии есть самый естественный и правильный подход, конечно, при условии, что он руководим верою в Откровение. Понятие Свящ. Писания неразрывно стоит в связи с понятием Свящ. Истории. А то, что история может быть священной, определяется тем, что истинный Бог подавал Свое Откровение, входя в историю сотворенного Им мира: Он подавал знание о Себе через события истории, всегда открывался определенным, избранным Им Самим людям, жившим в определенные эпохи, в определенной исторической обстановке, говорящим на определенном человеческом языке. Св. Писание, написанное боговдохновенными авторами, жившими в исторической действительности, является одним из главных плодов вхождения Бога в историю. Засвидетельствованная же ими Свящ. История является историей вхождений Бога в нее. Она образует, таким образом, особую цепь духоносных событий, которые получили свое исполнение в воплощении Сына Божия, когда Сам Царь небесный «на земли явися и с человеки споживе», родившись при Кесаре Августе и претерпев распятие, чтобы потом воскреснуть, тогда, когда Понтий Пилат был прокуратором в подвластной Риму Иудее. Распятый за нас при Понтийском Пилате истинный Сын Божий, воскресший в третий день по Писаниям, послал Церкви Духа Истины, наставляющего на всякую истину. Этот Дух несомненно дает все глубже и глубже познать истину Откровения всякому ищущему ее познания через научное, критическое, т.е. строго объективное, исследование той исторической, человеческой оболочки, через которую Богу было угодно подать ее всем человекам, на все времена. В эту тайну прозрели уже антиохийские отцы, искавшие познания высшего смысла через самую букву Писания и через Историю, о которой Писание говорит. Благодаря современным открытиям в истории, филологии, археологии, палеографии и других вспомогательных науках в области исагогики мы приведены к возможности еще ближе, полнее и подробнее видеть действие Бога, открывающего Себя человечеству и устрояющего его спасение.

Автор настоящего труда старается показать это действие на грани двух Заветов, Ветхого и Нового. Пожелаем ему помощи Божией во всем.

Протопресвитер Алексей Князев, ректор Богословского факультета Института св. Сергия

19/6.1.1982. Париж

ВВЕДЕНИЕ

 

 

«Когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего...»

 

Перед каждым, кто задумывается над этими словами, неизбежно встают два вопроса: почему подготовка к явлению Христа потребовала стольких веков и что имел в виду апостол Павел, говоря о «полноте времени»?

Прежде, когда история человечества казалась сравнительно недолгой, первый вопрос редко затрагивал читателей Библии. Но с тех пор, как было установлено, что люди возникли на земле около пятидесяти тысяч лет назад, «промедление» Избавителя представляется поистине загадочным.

Пусть нам не дано до конца проникнуть в тайны божественных замыслов, но нельзя ли найти в самой истории духа объяснение тому факту, что хронологическая дистанция, отделявшая первых людей от Богочеловека, была столь огромной? Мир услышал Благую Весть в «последние дни», то есть на исходе этого необозримого периода; а это значит, что на всем его протяжении род человеческий еще не был готов встретить Воплощенного лицом к лицу.

Мы уже не раз обращались к этой проблеме (1). Остается лишь вкратце подытожить сказанное ранее.

Обитатель пещер палеолита или земледелец, живший на заре цивилизации, по своей природе мало чем отличались от современников новозаветных событий; но следует помнить, что характер доисторической и раннеисторической культур всецело определялся мировоззрением магизма.

Это мировоззрение можно считать прямым следствием той болезни духа, которую принято называть первородным грехом человечества

Обладая свободой, неся на себе печать Творца, человек— образ Его и подобие—призван был возрастать, поднимаясь ко все более полному единению с Сущим. Однако уже с первых шагов своего существования он предпочел ориентироваться на силы, разлитые в природе, которые он ощущал как сверхъестественные. Мало того, люди захотели подчинить себе эти силы, «быть, как боги», независимо от Творца достигнуть внешнего господства над окружающим миром. Грехопадение, отдалив человека от Бога, привело к утрате или к ослаблению многих заложенных в нем возможностей Сама природа обрела для него двоящийся лик грозной Кормилицы—Врага, за которым скрывались сонмы нечеловеческих существ. Первобытные люди искали у них помощи в охоте, сражениях, земледелии В результате возникла магия с ее неисчислимыми обрядами, табу и церемониями, целью которых было повлиять на духов и демонов или обуздать их враждебность. Страх перед неведомыми силами парализовал людей, но в то же время они рассчитывали отстоять себя, прибегая к ритуалам. Так, в ложном самоутверждении, в желании «стать, как Бог», человек обрел лишь оковы.

Постепенно сложился взгляд на священнодействия как неотъемлемую часть природного целого, необходимую и людям и богам. Вселенную стали воспринимать как единственный из возможных миров, лишенный перспективы коренного переустройства.

Ритуализм питался навязчивыми неврозами психики и в свою очередь порождал новые, на сотни веков заворожив сознание людей. Он создавал стойкие, освященные культом иерархические общества, подчиненные жестким канонам. Он сказался не только на социальном порядке и религии, но и на искусстве и промыслах, где одни и те же приемы и традиции упорно поддерживались многими поколениями. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить историю древней керамики и орудий.

Магизм почти не оставлял места творческому порыву личности. Оспаривать коллективные представления значило ставить под угрозу незыблемый строй общества и природы. Разумеется, даже в этих условиях отдельные гении порой пробивались сквозь темную пелену табу и мифов, но в целом духовный рост человечества оказался надолго заторможенным. Люди сами избрали для себя темницу.

И все же магизм не смог сломить человека, который изначала призван быть венцом творения. Застывшая лава начала плавиться. Вулкан пробудился. Первые симптомы этого стали заметны около 2000 года до н.э. в развитых городских цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока; но настоящее восстание против рабства природе и традиции, против институтов и верований, построенных на магической основе, произошло лишь в I тысячелетии до н. э. Мы имеем в виду проповедь великих Учителей человечества (2).

На фоне старых ритуальных культур переворот этот представляется каким-то чудом, таинственным посещением из иного мира. Пошатнув тысячелетние устои, пророки, философы и основатели религий дали народам мощный импульс, который, подобно расходящимся по воде кругам, захватил почти все цивилизованные страны.

Это и было событие, подготовившее «полноту времени», когда сознание людей созрело для принятия Евангелия.

Были созданы прототипы всех мировоззрений, существующих вплоть до наших дней; в рамках человеческих возможностей были даны основные ответы на важнейшие вопросы жизни и мысли. Совершился поворот от политеизма к единому Богу, хотя понятие о Нем в разных учениях было неодинаково.

Новый характер приобрела и сама религиозность. Вместо своекорыстной магии явилось мистическое созерцание и доверие к благости Божества. Индия и Греция искали путей к Нему через экстаз, умозрение и отрешенность, Иран и Израиль—через волевую и сердечную преданность Творцу.

Абсолютная ценность земных благ была поставлена под сомнение или полностью отвергнута. Порой (как, например, в Индии) это проявлялось в яростной борьбе против всего плотского и чувственного. Превыше всего ставились духовное просветление и мир, даруемые единением с Высшим.

Большинство Учителей пересмотрело веру в космическую роль обрядов и сделало основой религиозного служения сферу нравственности.

Тем не менее магизм полностью преодолен не был (жив он и поныне). В частности, уцелела идея о круговом движении Вселенной и истории. Только израильтяне и персы впервые увидели в истории путь вперед и ввысь к божественной Цели.

Выходу новых учений за пределы породивших их стран помогло возникновение больших держав—Македонской, Маурийской, Римской. Они облегчили культурный обмен нациям, дотоле жившим изолированно. Не случайно идея «человечества» утвердилась именно в эту эпоху, эпоху эллинизма, о которой и пойдет речь в настоящей книге.

Когда армия Александра прокладывала в Азии дороги, связавшие Европу с дальними землями, эра Учителей осталась позади. Отныне Индия не увидит уже человека, равного Будде, не родится второй Заратустра или Сократ. Завершился путь классической метафизики греков и израильского профетизма. Эллинистический мир становится той средой, где наследие реформаторов вступает в стадию распространения. Это пора эпигонов, популяризаторов, миссионеров. Но именно в процессе усвоения мировых религий и философских доктрин обнаруживаются их слабости, что приводит к разочарованию и реакции.

Эллинизм в значительной мере есть эпоха кризиса, отмеченная пессимизмом и скепсисом. Неудовлетворенные люди все чаще находят прибежище в старине. Оживают архаические культы и суеверия. С особой остротой переживается беспощадная власть Судьбы.

Но это вовсе не означало, что мир снова вернулся к магизму. Великая одиссея духа продолжалась. Новая волна религиозных исканий свидетельствует, что в человеке не угасла жажда истины, свободы и спасения.

Принесет же их миру Тот, Кто сказал: «Я—Путь, Истина и Жизнь».

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

1. См.: тт. I и II.

2. Им были посвящены три предыдущие книги.

Часть I

БУДДИЗМ, ЙОГА И ИНДУИЗМ

Глава первая

АШОКА. ТРИУМФ И КРИЗИС БУДДИЗМА В ИНДИИ.

    Легко проповедовать нравственность, труднее ее обосновать.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава первая

АШОКА. ТРИУМФ И КРИЗИС БУДДИЗМА В ИНДИИ

2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания Александрa, LХП. 3. Страбон. География, XV, 59. 4. Артхашастра, 1, 1, 2.

ЦАРСТВЕННАЯ ЙОГА» ПАТАНДЖАЛИ

    Человеческое Я превыше всего в природе.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава вторая

ЦАРСТВЕННАЯ ЙОГА» ПАТАНДЖАЛИ

2. Патанджали, составитель трактата «Махабхашья», жил ок. 180 г. до н. э. Большинство исследователей считают его автором «Йога-сутры». См.: М.… 3. См.: Б. Смирнов. Санкхья и йога, с. 192. Дасгупта указывает, что в… 4. О мане как сверхъестественной силе см.: Ф. Леман. Мана. Пер. с нем. — В кн.: Происхождение религии в понимании…

ОДИНОКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

  Кто оставил все, счастлив, как змей, сбросивший кожу. Изречение санкхьи

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава третья

ОДИНОКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

2. Там же, 214, 14-15. 3. См.: Б. Смирнов. Санкхья и Йога, с. 223 сл. 4. Мокша-Дхарма, 220, 6.

БОГИ И АВАТАРЫ

  Какие бы образы с верой ни почитал поклонник, его нерушимую веру Я ему… Он ищет милости у образа, укрепляется этой верой.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава четвертая

БОГИ И АВАТАРЫ

1. D.С. Sircar. Select Inscriptions Bearing on Indian History and Civiliyation. Calcuta, 1942, V. I, р. 88-89. 2. Рамачарака называет индийский культ изображений «символогией, доведенной до… 3. Бхагавад-Гита, XII, 2, 8.

ГРЕЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Глава пятая

ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

  Любая история есть история современная Б. Кроне

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава пятая

ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

  1. Сведения о диадохах и их преемниках — «эпигонах» — сохранились главным… 2. Иустин, XV, 2.

ЭПИКУР И СКЕПТИКИ

  Я обзавелся норой, и, кажется, получилось удачно. Ф. И. Кафка

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава шестая

ЭПИКУР И СКЕПТИКИ

2. Сведения об Эпикуре сохранились главным образом во фрагментах из его трудов и писем, а также в Х книге «О жизни, учении и изречениях знаменитых… 3. Эпикур. Письма и фрагменты, V В, 22. Тексты Эпикура цитируются по переводу… 4. Эпикур. Письма и фрагменты, V В, 54.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава седьмая

  1. Диоген Лаэртский. Цит. соч., VI, 11. Основные сведения об Антисфене и его… 2. Максим Тирский. Следует ли почитать кумиров?, 2. Пер. С. Поляковой.

ПЕРВЫЕ СТОИКИ

  Хотя эллинская философия не содержит истину во всем ее величии... тем не менее

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава восьмая ПЕРВЫЕ СТОИКИ

  1. Сведения о жизни Зенона и других ранних стоиков содержатся у Диогена… 2. Псевдо-Плутарх. De plac. phil. IV, 11.

ЭЛЛИНСТВО И РЕЛИГИИ ВОСТОКА

  Небезопасно пользуются священными символами, одни—смутными, другие—более ясными,

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава девятая

ЭЛЛИНСТВО И РЕЛИГИИ ВОСТОКА

2. «Вавилоника» сохранилась только в фрагментах. О значении всемирно-исторической концепции Бероса см. : С. Аверинцев. Греческая «литература» и… 3. Пер. Б. Тураева — в его кн.: История древнего Востока, т. 2. Л., 1937, с.… 4. См.: В. Тарн. Эллинистическая цивилизация, с. 310-311.

МУДРЕЦЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Глава десятая

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ И ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ

  Две вещи всегда изумляют меня: звездное небо надо мной

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава десятая

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ И ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ

  1. Правда, иудеи рассеяния порой оказывались в состоянии конфликга с… 2. Впервые о Великом Соборе упоминает Флавий (Арх. XII, 3, 3). Талмудический трактат Авот рабби Натана (1-4, пер.…

ДВА ИОВА

  Дай мне прямые ответы на проклятые вопросы! Г. Гейне

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава одиннадцатая

ДВА ИОВА

2. Иез 14, 14, 20. Даниэль — в данном контексте не пророк Даниил, а древний финикийский царь. В раннехристианской традиции Иов почитался… 3. См.: H. Lusseau. — RFIB, v. I. р. 653. 4. Эдомитское происхождение Книги Иова отстаивал Л. Каценельсон (ЕЭ, т. VIII, с. 773-774). Р. Пфейффер лишь указывает…

У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ

Иное богохульство угоднее Господу, чем хвала. М. Лютер Есть нечто знаменательное в том, что автор Книги Иова и великие греческие трагики были современниками. Израильский…

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двенадцатая

У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ

  1. Известный французский библеист Альбер Желен подчеркивает, что этой… 2 . О развитии идеи воздаяния в Ветхом Завете см . Е. Galbiat. А. Рiazzа.Mieux comprendre la Bible, 1956, p. 250-274;…

ЭККЛЕЗИАСТ

  Я за былую жажду тщетных благ Казню себя, поняв в итоге,

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава тринадцатая

ЭККЛЕЗИАСТ

  1. В Экклезиасте есть строки, почти дословно повторяющие слова египетских… 2. Слово «кохелет» есть причастие, образованное от слова кахал — община, собрание (по-гречески экклесия). «Мы можем,-…

СУДНЫЙ ДЕНЬ

  От власти ада искуплю Я их, от смерти избавлю Я их. Осия 13,14

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава четырнадцатая

СУДНЫЙ ДЕНЬ

2. Это стремление, привлекшее внимание философов-пессимистов и психоаналитиков, стоит в таком решительном противоречии с основным вектором всей… 3. Ср.: Пс 6, 6; 86, 6, 10-13. Аналогии во внебиблейском мире: Гильгамеш, XII;… 4. 1 Цар 2, 6. Ср. 32, 39, где Бог говорит: «Я умерщвляю и оживляю». Однако многие толкователи полагают, что в молитве…

ИУДЕЙСТВО И ЭЛЛИНИЗМ

Глава пятнадцатая

ЦЕРКОВЬ ЗАКОНА

  Блаженны непорочные в пути, ходящие в Законе Господнем, Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава пятнадцатая

ЦЕРКОВЬ ЗАКОНА

  1. Как уже отмечалось (см. «Вестники Царства Божия», приложение о… 2. Иосиф Флавий. Арх. XI, 8. Историк отмечает, что старейшины Иерусалима требовали от Манассии, чтобы он развелся с…

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ: УСПЕХИ И ПОРАЖЕНИЯ

  Враждующее соединяется, и все происходит через борьбу. Гераклит

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава шестнадцатая

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ: УСПЕХИ И ПОРАЖЕНИЯ

2. Послание Аристея, 142. 3. Там же, 15. 4. Епископ Анатолий (ок. 270 г.) считал «славного Аристобула» одним из переводчиков Библии и, следовательно, относил…

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ МУЧЕНИКИ. КНИГА ДАНИИЛА

  В апокалиптическом свете метафизика истории раскрывает двойственность грядущего.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава семнадцатая

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ МУЧЕНИКИ. КНИГА ДАНИИЛА

  1. Полибий, XXIX, 26. Данные о походе Антиоха и его последующих предприятиях в… 2. 1 Макк 1, 38.

ЧАЯНИЯ ОСВОБОЖДЕННОГО ИЕРУСАЛИМА

  История имеет смысл только в том случае, если она кончится, если она не будет бесконечной.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава восемнадцатая

ЧАЯНИЯ ОСВОБОЖДЕННОГО ИЕРУСАЛИМА

  1. 2 Макк 12, 43-45. 2. Шаббат, 21 в. Флавий называет этот праздник «праздником огней» (Арх. XII, 7, 7, Против Апиона; II, 9). Существует…

ОТДЕЛИВШИЕСЯ

  Но не эти дни мы звали, А грядущие века.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава девятнадцатая

ОТДЕЛИВШИЕСЯ

  1. Алким умер ок. 160 г., разбитый параличом. Незадолгодо смерти онпредпринял… 2. Оний IV бежал после убийства отца в 171 г. в Египет. Там, не надеясь на восстановление мира в Иерусалиме, он с…

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцатая

1. Ср. Втор 27 и Устав, 1-11. О второзаконнической основе кумранского Устава см.: К. Старкова. Литературные памятники кумранской общины, с. 9-42. … 2. Филон. О том, что каждый добродетельный свободен, XII, 77. Найденные в… 3. Устав, I, 9-10.

РИМ, ГРЕКИ И ВОСТОК

Глава двадцать первая

ДУША И ВЕРА РИМЛЯНИНА

  Римлянин всегда имел дело с чем-то таинственным, он предполагал во всем нечто скрытое и искал его.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцать первая

ДУША И ВЕРА РИМЛЯНИНА

  1. К концу II тысячелетия относятся находки так называемой «культуры… 2. В настоящее время ученые отказались от мысли, будто сказание (Плутарха и др.) о Ромуле и Реме—чистый вымысел (см .…

ЭТРУСКИ, СИВИЛЛА, КАРФАГЕН

  Культуры - не обособленные острова, а гребни на великих волнах истории.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцать вторая

ЭТРУСКИ, СИВИЛЛА, КАРФАГЕН

  1. В раннюю римскую эпоху этруски жили на западе полуострова, между Умбрией и… 2. О значении собаки и волка в хтонических культах Востока и Греции см.: Н. Тимофеева. Религиозно-мифологическая…

ЭЛЛИНИЗМ В РИМЕ

  Греция, взятая в плен, Победителей диких пленила.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцать третья

ЭЛЛИНИЗМ В РИМЕ

  1. См.: Плутарх. Фабий Максим, III, Ливий, XXII. 2. Ливий, XV, I.

ПОПЫТКИ СИНТЕЗА

  Вначале философию терпели как неизбежное зло, а впоследствии в ней стали искать

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцать четвертая

ПОПЫТКИ СИНТЕЗА

  1. Сочинения Панеция (или Панэтия) не сохранились. О его воззрениях известно… 2. Диоген Лаэртский, VII, 149.

МИСТЕРИИ

  Рим был толкучкою заимствованных богов и завоеванных народов,

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцать пятая

МИСТЕРИИ

  1. Катулл, 64, 406. 2. Б. Тураев. Древний Египет. Пг. , 1922. с. 148. Надпись начертана на гробнице жреца времен Клеопатры. См . А.…

ИУДЕЙСКИЕ МИССИОНЕРЫ

  Два последствия Плена — диаспора и синагога —

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцать шестая

ИУДЕЙСКИЕ МИССИОНЕРЫ

  1. См.: Г. Лившиц. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря.… 2. Сивилла, III, 596; И. Флавий. Против Апиона, II, 24.

ЧЕЛОВЕКОБОГ

  Искусство управления заключается в организации идолопоклонства.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцать седьмая

ЧЕЛОВЕКОБОГ

1. Аппиан. Гражданские войны, II, 20. 2.Овидий. Метаморфозы, XV, 746. 3. Светоний. Божественный Юлий, 88

ПРЕДДВЕРИЕ

Глава двадцать восьмая

ЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ И ТАЙНА МЕССИАНСТВА

  Град земной полагает славу свою в самом себе, а небесный в Господе.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцать восьмая

ЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ И ТАЙНА МЕССИАНСТВА

  1. В античную эпоху из-за различия между календарями и их несовершенства… 2. И. Флавий. Арх. XVI, 11, 2. О людях, которые (искренне или притворно) называли Ирода Мессией, писал св. Епифаний…

ВИФЛЕЕМ

  Человеческий разум, обращаясь к Тебе, видит только малое сияние

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двадцать девятая

ВИФЛЕЕМ

  1. См.: св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем. 8, 110; Талмуд, Иома, 70. 2. О трех общеимперских переписях говорит сам Август в известной «Анкирской надписи» (S. 8; ХДР, с. 528). Тацит…

ЖИЗНЬ В НАЗАРЕТЕ

  Иисус одинок в этом мире. Б. Паскаль

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава тридцатая

ЖИЗНЬ В НАЗАРЕТЕ

  1. Евангелист Матфей связывает это с неким пророчеством (2, 23), которого в… 2. И. Флавий. Арх. XVII, 10, 5, XVIII, 1, 1, 6; XX, 5, 2, Иуд война, II, 4, 1; 8, 1, Деян 5, 37. По мнению большинства…

ФАРИСЕИ И УСТНЫЙ ЗАКОН

  Не увеличивай слишком ограду вокруг Закона, чтобы она не обрушилась и не попортила насаждения.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава тридцать первая

ФАРИСЕИ И УСТНЫЙ ЗАКОН

2. Русский текст этой молитвы дан в приложении к переводу МишныН. Переферковича, т. I, с. 41 сл. О последовании синагогальной службы см. К. Гейки.… 3. Происхождение «Шемоне-эсре», или 18 благословений, предание возводило к… 4. Тосефта Берахот, IV, 4. Эта молитва имела, по-видимому, мессианский оттенок. Ср. Лк 2, 14, 19, 38.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

  Бог Авраама, Исаака и Иакова и Бог философов и ученых — один и тот же Бог. П. Тиллих

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава тридцать вторая

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

2. На Филона постоянно ссылаются Климент Александрийский, Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, бл. Иероним, св. Исидор Пелусиот и др.… 3. Это посольство было вызвано гонением на иудеев, которые отказались воздать… 4. О семье Филона сообщает И. Флавий: Иуд. война, II, 15, 1; 18, 7; IV, 10, 6, V, 1,6; VI, 4, 3; Арх. XVIII, 6, 3; 8,…

ПРЕДТЕЧА

  Избавитель придет, когда Израиль покается. Рабби Иоханан

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава тридцать третья

ПРЕДТЕЧА

2. См.: И. Флавий. Арх. XVIII, 3, 1-2; 4, 1; 6, 5; Иуд. война, II, 9, 2-4; Лк 13, 1-2. О том, что Пилат был назначен по рекомендации Сеяна, сообщает… 3. Светоний. Тиберий, 61, 2-3. 4. Об этом свидетельствуют многочисленные рассказы евангелий о бесноватых. Талмудические тексты изобилуют описаниями…

НОВАЯ ЭРА—НОВАЯ БОРЬБА

  Если Меня гнали, и вас будут гнать, если слово Мое соблюли, и ваше соблюдут.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

I. Индия: буддизм эпохи Маурьев, индуизм и йога.

II. Античный мир.

1. Эллинизм: история и культура.

2. Рим: история и культура.

3. Эллинистическо-римская религия.

4. Эллинистическо-римская философия и этика.

III. Ветхий Завет: эпоха Второго Храма.

1. Святоотеческие толкования.

2. История, вероучение и культ периода Второго Храма.

3. Писания мудрецов.

4. Неканонические книги Ветхого Завета.

5. Апокалиптические писания Ветхого Завета.

6. Александрийский иудаизм.

7. Ессейское движение и Кумран.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АМФ — Антология мировой философии. т.I. M., 1969. БВ — Богословский вестник. БТ— Богословские труды.

Эллинизм: история и культура

117. Александрийская поэзия. Пер. с древнегреч. Сост. М. Грабарь-Пассек. М, 1972, 430 с. 118. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 1774-1775, т. 1-6. 119. Геллий Авл. Афинских ночей записки. М., 1787, ч. 1-11.

Рим: история и культура

201. Annuan. Гражданские войны. Пер. с греч. Л., 1935, 351 с. 202. Его же. Митридатовы войны. Сирийские дела. Пер. с греч. — ВДИ, 1946, с.… 203. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Пер. с лат. М., 1970, 417 с.

Эллинистическо-римская религия

294. Августин. О Граде Божием. — В кн.: Творения бл. Августина еп. Иппонийского. Киев, 1906, ч. 3-6. 295. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Пер. с греч. Л., 1972, 214 с. 296. Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. — Метаморфозы в XI книгах. Пер. М. Кузмина…

Святоотеческие толкования

590. Григорий Нисский. Толкование на кн. Екклезиаста, 1,1. — В кн.: Творения св. Григория Нисского. т. 2. М., 1861. 591. Григорий Неокесарийский. Парафраз из Екклезиаста. — ХЧ, 1913. 592. Дионисий Великий. Толкование на начало книги Екклезиаста. — В кн.: Дионисий Великий. Творения. Казань, 1900, с.…

История, вероучение и культ периода Второго Храма

602. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с приложениями. Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 19.74-1977. 603. Biblia Hebraica. Ed. R. Kittel. Stuttgart, 1966. 604. Septuaginta. Ed, F. Rahlfs, v. I-II. Stuttgart, 1971.

Неканонические книги Ветхого Завета (Книги Товит, Юдифь, Варуха и Послание Иеремии)

997. Б. H. В чем сущность еврейства (анализ книги Юдифь). — ВР, 1907, № 3, с. 319-341. 998. Варух. — ВЧ, 1854, № XVII, с. 229-230. 999. Глаголев А., свящ. Книга Товита. — ТБ, т. III, с. 324-361.

Ессейское движение и Кумран

1125. Дамасский документ. Пер. И. Амусина и Л. Вильскера (Фрагменты). — ХДГ, с. 600-605. 1126. Дополнение к «Уставу» Кумранской общины. Пер. К. Старковой. — ПСб, 1960,… 1127. Тексты Кумрана. Пер. с древнееврейского и арамейского, введение и комментарии И. Амусина. Вып. I. М., 1971, 495…

ПЕРЕЧЕНЬ АПОКРИФОВ, ОСНОВНЫХ ТЕКСТОВ КУМРАНА, СОЧИНЕНИЙ ФИЛОНА И ТАЛМУДИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ

 

А. БИБЛЕЙСКИЕ АПОКРИФЫ

Ветхозаветные Апокрифы палестинского происхождения 1. Книга Еноха, или I Енох. — Первые разделы сборника написаны ок. 70-х гг. II… 2. Книга Юбилеев, или Малое Бытие. — Ок. 100 г. до н.э.

В. ВАЖНЕЙШИЕ КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ

а) Документы общины 1. Благодарственные Гимны (IQH). — Середина II в. до н.э. (?). 2. Устав общины (IQ).—Вторая половина II в. до н.э. (?).

I. Религиозно-философские

1. Александр, или О разуме животных. — Alexander.

2. О Провидении I-II. — De Providentia.

3. О вечности мира. — De aeternitate mundi.

4. О том, что всякий добродетельный свободен. — Quod omnis probus liber est.

II. Толкование на Книгу Бытия

2. О Херувимах.— De Cherubim. 3. О жертвах Авеля и Каина. — De sacrificiis Abelis et Caini. 4. О том, что худший вооружается на лучшего. — Quod detenus potion insi-diari soleat.

III. Прочие сочинения на библейские темы

1. О творении мира. — De opificio mundi.

2. Об Аврааме. — De Abrahame.

3. О Иосифе. — De Josepho.

4. Жизнь Моисея I-II. — De vita Mosis.

5. О частных законах I-IV. — De specialibus legibus.

6. О добродетелях. — De virtutibus.

7. О наградах и наказаниях. — De praemiis et poenis.

8. Вопросы и ответы на Бытие и Исход. — Quaestiones et Solutiones in Genesim et in Exodum.

IV. Полемика. Апология иудаизма

1. Против Флакка. — In Flaccam.

2. Посольство к Каю. — Legatio ad Caium.

3. О жизни созерцательной. — De vita contemplativa.

D. ТАЛМУДИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ

II отдел МОЭД (Праздники). — Содержит 12 трактатов: Шаббат (Суббота), Эру-вин (Смягчения субботних правил), Песахим (Пасха), Шекалим (Храмовая… III отдел НАШИМ (Жены; брачное право). — Содержит трактаты: Иевамот (Запретные… IV отдел НЕЗЕКИН (Повреждения; уголовные законы). — Содержит 10 трактатов: Бава-Камма (Первые врата), Бава-Мециа…

СПИСОК ПРАВИТЕЛЕЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО— РИМСКОЙ ЭПОХИ

 

 

СПИСОК ПРАВИТЕЛЕЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКОЙ ЭПОХИ

РИМСКИЕ ЦАРИ

(традиционные даты)

Ромул 753-716

Нума Помпилий 716-673

Тулл Гостилий 673-648

Анк Марций 648-615

Тарквиний I Древний 615-578

Сервий Туллий 578-533

Тарквиний II Гордый 533-509

ИНДИЙСКИЕ ДИНАСТИИ МАГАДХИ

Нанды 345-317

Маурьи — Чандрагупта 317-293

Биндусара 293-268

Ашока Приядарши 268-232

Сампади конец III в.

Брихадрахта начало II в.

Шунги 187-68

Канвы 68-22

ЕГИПЕТСКАЯ ДИНАСТИЯ ПТОЛЕМЕЕВ, ИЛИ ЛАГИДОВ

Птолемей II Филадельф 282-246, 29 янв. Птолемей III Эвергет I 246-222 Птолемей IV Филопатор 222-205

СИРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ СЕЛЕВКИДОВ

Александр IV 316-312 Селевк I Никатор 311-281 Антиох I Сотер 281-261, 2 июня

ИЕРУСАЛИМСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ

(до Хасмонеев)

Иошуа 538-510(ок.)

Иоаким 500(ок.)

Элиашив 450(ок.)

Иояда 400(ок.)

Иоханан 350(ок.)

Яддуа 330(ок.)

Оний I 320(ок.)

Симон I 310-291(ок.)

Элеазар 291-280(ок.)

Менаше 250(ок.)

Оний II 230-219(ок.)

Симон II Праведный 219-199

Оний III 1 99-174, ум. в 171

Иешуа II Ясон 174-171

Менелай 171-168, ум. ок. 161

Алким 160

ХАСМОНЕИ, ИУДЕЙСКИЕ ЦАРИ-ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ

Ионатан 160-143

Симон 143-134

Иоханан Гиркан I 134-104

Аристобул I 104-103

Александр Яннай 103-76

с 76 по 69 правит его жена Саломея-Александра

Гиркан II 76-69

Аристобул II 69-63

Гиркан 11-первосвященник 47-41

Антигон (Маттафия), сын Аристобула II 40-37

Гиркан II ум. в 30 г.

Ирод I Великий женится на внучке Гиркана II, последней представительнице Хасмонеев

ДИНАСТИЯ ИРОДОВ

Ирод I Великий 40/37-4

Архелай, правитель Иудеи и Самарии 4 г. до н.э. — 6 г. н.э.

Ирод Антипа, правитель Галилеи 4 г. до н.э.— 39 г. н.э.

Филипп, правитель Заиорданья 4 г. до н.э. — 34 г. н.э.

ИУДЕЙСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ ВРЕМЕН ИРОДОВ

Аристобул III 36 Иощуа бен-Фаби 23 Симон бен-Боэт 23-6

ПРОКУРАТОРЫ ИУДЕИ

Колоний 6-9

Марк Амбивий 9-12(?)

Анней Руф 12-15(?)

Валерий Грат 15-26

Понтий Пилат 2б-Зб

ХРОНОЛОГИЯ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аватар, или Автора (санскр.) — Бог, пришедший к людям в облике смертного существа (в индуистской мифологии) Авгур (лат.) — римский жрец, предсказывающий будущее по приметам (по полету… Автаркия (греч.) — освобождение личности (в терминологии кинической школы)

– Конец работы –

Используемые теги: Александр, Мень, История, Религии, том0.079

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Александр Мень - История религии (том 6)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Александр Мень - История религии (том 2)
На сайте allrefs.net читайте: "Александр Мень - История религии (том 2)"

Александр Мень - История религии (том 6)
На сайте allrefs.net читайте: "Александр Мень - История религии (том 6)"

Александр Мень - История религии (том 1)
На сайте allrefs.net читайте: "Александр Мень - История религии (том 1)"

Всеобщая история искусств в шести томах, том четвертый
Академия художеств СССР... Институт теории и истории изобразительных искусств... Всеобщая история искусств в шести томах...

Всеобщая история искусств в шести томах, том четвертый
Академия художеств СССР... Институт теории и истории изобразительных искусств... Всеобщая история искусств в шести томах...

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая
Всеобщая история искусств в шести томах том второй quot Искусство средних веков quot книга вторая... Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств... От редакционной коллегии Авторами глав второй книги второго тома...

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
А Б ЗУБОВ... ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ... Книга первая...

История религии России
В этом единстве видимого и невидимого полнота Црекви, ее крепость и сила. Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православ- ной Церкви и… Вот как повествуют об этом древнерусские летописи Киевский князь Владимир… Так сбылось пророческое предсказание апостола Андрея Первозванного, еще на заре христианства провидевшего будущее …

История государства Российского. Том I
История государства Российского Том I... История государства Российского...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам