БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ И СВ. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Говоря о реакции на рационализм Евномия в познании. Бога, мы прежде всего остановились на трех великих каппадо-кийцах — св. Василии Великом, св. Григории Нисском и св. Григории Богослове. Каппадокия в IV в. — центр богословской мысли, где осознанно преследовалась великая задача христиа­низации философского аппарата греческого мира. Мистический интеллектуализм Александрии будет преодолен и трансформи­рован в этом вероучительном синтезе, имеющем вершиной дог­мат о Троице. Гносис Климента и Оригена будет сведен до вспо­могательной роли, теология — созерцание Бога — не будет более определять духовное учение о бегстве, возвращении к Богу че­рез разум; она явится одним из необходимых элементов обще­ния с Божественной Троицей.

Если отголоски эллинизма еще чувствуются у христианизАлександрии (Синезий, например, более обязан платонизму, чем Ориген), то в IV в. были и другие круги богословов, оставшиеся полностью чуждыми греческому интеллектуализму. Прежде всего это мир сирийской духовности: Афраат, св. Ефрем Сирии. Последний очень привязан к Ветхому Завету. В его высказыва­ниях о Боге доминирует апофатизм, запечатленный религиоз­ным страхом. Сознавая бесконечную дистанцию, отделяющую создание от Создателя, он отказывается искать познание Бога, поскольку Неприступный по природе Своей страшен. Св. Еф­рем яростно восстает против «исследователей», против рацио-налистов-евномиан; он не хочет также, чтобы изыскивались ми­стические дары, делающие созерцание Бога целью христианской жизни. В его богословской мысли большое место занимает Цер­ковь. Церковь как среда освящения, где союз с Богом осущест­вляется в таинствах.

Среди грекоязычных богословов Сирии и Палестины таин­ственный аспект созерцания Бога более всего развивает св. Ки­рилл Иерусалимский (315—386). О видении Бога он говорит