Хаос символов

Вальтер Беньямин в своем комментарии к такого рода по­ведению Гёте заметил: "Человек окаменевает в хаосе символов и теряет свободу, неизвестную древним. Его деятельность про­исходит среди знаков и оракулов"6. Стремление вернуть любое явление в мир знакомого отчасти объясняется страхом перед этим "хаосом символов". Хаос символов — превосходное оп­ределение для всей структуры панорамного зрелища.

Герман Брох в "Лунатиках" описывает "Императорскую па­нораму" "Индия" в Лейпциге, расположенную в неприметном здании с картинками на тему гибели Помпеи в окнах. Действие происходит в 1888 году, и панорама сделана фотографическим способом. Герои романа "Пазенов" Иоахим и Элизабет попада­ют в панораму и к крайнему своему удивлению обнаруживают в экзотических видах Индии навязчиво присутствующее лицо их знакомого Бертранда, находящегося в это время в Гамбурге. Вот как описывает Брох функционирование "Императорской па­норамы". Появляется вид "Уголок порта в Бомбее":

"Мужчина, который только что сидел на скамейке в королевском парке, стоит теперь в тропическом шлеме на переднем плане на тесан­ных каменных глыбах волнореза, опираясь на прогулочную трость. Он зачарован видом жестко закрепленного такелажа судов, их труб и кра­нов, зачарован горами тюков с хлопком на набережной, он не может отвести от них взгляд, и можно лишь с большим трудом рассмотреть черты его затененного лица. Но вдруг в магическом пространстве про­исходит странная подвижка, и ты узнаешь Бертранда, который нена­вязчиво и в то же время внушая ужас напоминает, что его уже невоз­можно вычеркнуть из твоей жизни, будь он даже в такой дали от тебя"7.

Проявление знакомых черт в незнакомом лице соответст­вует принципу проступания образа сквозь покров, на котором основаны транспаранты. "Двойной эффект" диорам осмысли­вается Брохом в контексте метафоры покрова как метафоры памяти. Возникает вид "Начало охоты на слонах". Зрители об­наруживают маленькую кнопку, которую нажимают:

5 И.В. Гете. Собрание сочинений в 10-ти т., т. 10. М., 1980, с. 75.

6 W. Benjamin. Goethe's Elective Affinities. In: W. Benjamin. Selected Writings, vol. 1. Cambridge,Mass., 1996, p. 319.

7 Г. Брох. Лунатики, т. 1. Киев - СПб, 1997, с. 188.


"Тотчас же к твоей радости картина превращается в освещенный мяг­ким лунным светом ландшафт: оказывается, ты волен начинать охоту днем или ночью. Но поскольку тебя больше не ослепляет яркое солн­це, ты не упускаешь случая рассмотреть лица наездников, и если твои глаза тебя не обманывают, то это ведь Бертранд сидит в корзине за смуг­лым погонщиком слона и держит в правой руке изготовленное к стрель­бе ружье, предвещающее смерть. Ты закрываешь глаза и, открыв, опять видишь совершенно незнакомого мужчину, который улыбается тебе..."8