Экстравагантный символ мя­тущейся, больной души.

В конце концов у символистов оранжерея теряет связь с со­циальной утопией, превращаясь в экстравагантный символ мя­тущейся, больной души. Примером такого превращения мо­жет служить "Сказка 672 ночи" Гуго фон Гофмансталя (1895). Болезненно-утонченный герой сказки бредет навстречу нео­жиданной смерти по странному городу, описанному как фан­томное порождение его грез. Он попадает в дом к ювелиру, в са-

_________

33 J.-K. Huysmans. L'art modeme. Certains. Paris, 1975, p.407.

34 Ibid., p. 410.

35 Ibid., p. 409.


ду которого находятся две стеклянные оранжереи. Герой про­никает в оранжерею, за стеклом которой он обнаруживает мерт­венно-бледную девочку — своего рода загадочный белый цве­ток. Девочка и оранжерея вызывают безотчетный страх в душе героя. Ветви растений приобретают странные формы и угрожа­ют ему. "На доске стояли в ряд глиняные горшки с восковыми цветами. Чтобы заглушить страх, он стал считать цветы, кото­рые в своей окоченелости были совсем не похожи на живые и чем-то напоминали маски, зловещие маски с заросшими глаз­ными впадинами"36. Герой кричит, бьется кулаками в стекло, но он заперт в теплице и с трудом находит выход. Оранжерея пре­вращается в символ всего искусственного, оторванного от ре­альности, в знак рукотворной природы (отсюда и связь с домом ювелира), и в силу этого выступает как место культурного пре­образования природы, ее символизации. Оранжерея для по­этов конца века — это место произрастания символов.

Вероятно, самым полным сводом символистского мифа о стекле является цикл из 33 стихотворений Мориса Метерлинка "Теплые оранжереи", изданный в 1889 году отдельной кни­гой. Душа поэта здесь уподоблена стеклянной оранжерее на снегу. Сама оранжерея включена в сложную цепочку метафо­рических тождеств. Она превращается в стеклянный колокол, аквариум, водолазный колокол, больницу, монастырь и т.д. Ее внутренность заселена "растительностью символов", болез­ненных, увядающих, подобных сновидениям. Тема искусствен­ности тут доведена до пароксизма:

Под голубым хрустальным колоколом
Моей усталой печали
Смутные горести исчезают
И замирают в неподвижности:

Растительность символов,
Бледные кувшинки наслаждений,
Медленные пальмы моих желаний,
Холодные мхи, мягкие лианы.
И лишь лилия между ними,
Бледная и скованно хворая
Неподвижно восходит
Над больной листвой.
И изливая подобно луне

_____

36 H.von Hofmannsthal.Die Frau ohne Schatten. Vier Erzahlungen. Berlin.,1983, S. 20-21.


Цедящийся свет,

Она воздевает к голубому хрусталю

Свой мистический белый камень37.

Характерная для цикла метафора оранжереи как больни­цы, переполненной умирающими людьми и растениями, непо­средственно восходит к проекту стеклянной больницы, напо­минающей по форме парник, созданному Пакстоном вскоре после строительства хрустального дворца. Но социальное содер­жание этого проекта испаряется, сохраняясь на уровне символической метафорики. Стекло само по себе начинает символи­зировать духовную утонченность и хрупкость38, а стеклянное здание переносится в сферу чистого духа.